Газета,
которая объединяет

Власть закручивает гайки

С нарушителей транспортного процесса будут взыскивать строже

В начале недели руководитель управления транспорта Сергей Латынин отчитался об итогах деятельности городского «транспортного цеха» в 2018 году. И именно эта тема породила больше всего вопросов у журналистов и комментариев от первого вице-мэра по городскому хозяйству Сергея Петрина. Судя по ним, сегодня пассажирские перевозки в городе находятся на пороге больших перемен, которые ранее анонсировал глава Воронежа Вадим Кстенин.

А ТЫ НЕ НАРУШАЙ!

Когда-то воронежцы питали надежду, что с уходом трамвая исчезнут автомобильные пробки. Не случилось. Сейчас все понимают, что закрытие движения рельсового транспорта было даже не ошибкой, а трагедией, имеющей корни в лихих 90-х. Потом жаловались на засилье наглых «Газелей» и были убеждены, что без них на улицах наступит долгожданный порядок. Но вот, считай, исчезли и они – по городу бегает, по данным Сергея Латынина, всего восемь машинок – и что? Да, находиться внутри автобуса стало комфорт­нее, но снаружи порядка явно недостаточно.

В 2018 году в Воронеже обнаружили 1,5 тыс. нарушений в работе городского транспорта. За нарушения изъяли 197 маршрутных карт. Это серьезная санкция: без карт водители не могут выйти на линию. Вернее, могут, но под угрозой штрафа в 300 тыс. руб.

И вот закрученная гайка номер один. Карту стали изымать не только за техническую неисправность, но и за грязь на корпусе автобуса.

Большинство нарушений фиксировалось после обращений жителей. «Стучать» при нынешнем развитии средств фиксации стало легче, и люди начали сигнализировать чаще. Как правило, это ко благу – автобусы, например, стали заметно более чистыми, курить в кабинах водители почти перестали.

«ПИСЬМА СЧАСТЬЯ» ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Проект года – платные парковки. За 3 месяца работы системы в 2018 году в бюджет Воронежа поступило 5 млн руб., рассказал Сергей Латынин. Пока городу идет 25% доходов – инвестору дается возможность быстрее окупить капитальные затраты. В дальнейшем муниципальная доля пирога будет возрастать.

В этом году за аналогичный период выйдет поменьше: граждане расслабились и стали понемногу пользоваться парковками «на халяву» – вследствие заминки в межведомственном обмене информацией. Но напрасно. Никто, как говорится, не забыт. По информации, мелькающей в соцсетях, «письма счастья» уже поступают водителям, не оплатившим парковку.

– Муниципалитет в этой сфере действует полностью в рамках правового поля: если административные комиссии получают сведения о собственнике транспортного средства, которое было зафиксировано спецсредствами без оплаты на платной парковке, таковой привлекается к административной ответственности, – рассказали в городской администрации.

Гайка номер два, однако.

БУНТ ГОДА

Гайка номер три. С серьезным противодействием со стороны водителей пассажирского транспорта столкнулось введение системы безналичной оплаты, которая пока реализована через терминалы, установленные во всем подвижном составе. Водители прятали устройства, делали вид, что они сломаны или закончилась чековая лента и т.д. Мониторинг проводился не только сотрудниками профильного управления мэрии, но и представителями общественных организаций. Управление транспорта отслеживало даже соцсети и отрабатывало сигналы горожан о недобросовестном поведении водителей. Некоторые в результате даже были уволены своими работодателями. Сейчас такие случаи уже практически не происходят.

Мэр Воронежа Вадим Кстенин убежден, что улучшение работы системы пассажирских перевозок не произойдет без внедрения комфортной и прозрачной системы оплаты проезда.

– Мы прекрасно понимаем, что система общественного транспорта в Воронеже требует серьезных преобразований, но они невозможны без внедрения удобной системы безналичной оплаты. Нужно продумать необходимые технические

решения до того, как «РосдорНИИ» предложит нам новую маршрутную сеть, – дал указание на специальном совещании мэр.

НА ТУ ЛИ КАРТУ СТАВИМ?

Действительно, доход водителя не должен больше зависеть исключительно от неучтенного «нала». Если бы маршрутчик, как большинство его пассажиров, получал «оклад плюс премию», ему было бы все равно, по какому маршруту ездить; прекратились бы и гонки, и выезды на встречку и т.п.

Приход цивилизации невозможен без цифровизации. Чтобы наладить правильное обращение денег в системе, нужна карта оплаты, которую полюбили бы пассажиры и не возненавидели бы водители.

Сейчас по указанию мэра специалисты должны проработать все возможные варианты взимания платы за проезд, в том числе – по времени или по километражу, поскольку, убежден Вадима Кстенин, на магистральных улицах должны работать только новые современные «большие» автобусы. Кроме того, новая маршрутная сеть, которая сейчас разрабатывается учеными, будет подразумевать исключение дублирования маршрутов, оптимизацию и сокращение их протяженности, а значит, потребуется организация транспортно-пересадочных узлов.

– Люди должны иметь возможность спокойно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, с маршрута на маршрут без увеличения стоимости проезда! – подчерк­нул глава Воронежа Вадим Кстенин. – Также считаю неизбежным введение дифференцированного тарифа в общественном транспорте – безналичная оплата должна быть существенно дешевле проезда «за наличку», иначе теряется смысл введения автоматизированной системы оплаты.

У нас в троллейбусах уже сейчас можно сберечь два рубля – и там 40% платят по карте, в автобусах – ноль экономии и 5% «безнала». Чувствуете, какова цена одного безналичного рубля?

СТРАСТИ ПО ТАРИФУ

Большой вопрос: тариф, который устроит всех – это сколько в рублях? Помнится, когда готовился к пересмотру старый 15-рублевый тариф, себестоимость проезда, по расчетам профессионального сообщества, составляла 23 рубля, а некоторые перевозчики представили заявки на 25-30 руб.. Но отказать таким мечтателям легко: ни один расчет не соответствовал критериям прозрачности. Поэтому дали, сколько дали – 17 руб.

И при этом тарифе, который якобы в 1,5 раза меньше себестоимости, в 2017 году перевозчики не только выжили, но и закупили 205 новых автобусов на 418 млн руб. В 2018 году – 170 единиц на 314,3 млн.

Снижение темпов обновления свидетельствует об экономическом исчерпании 17-рублевого тарифа. Но, возможно, причина еще и в другом – летом 2020 года пройдут торги по распределению маршрутов среди перевозчиков. Там будет много «гаек»! Более жесткие условия договоров, конкуренция за новые тарифы, новая транспортная схема, которую сейчас для Воронежа разрабатывает институт «РосдорНИИ» – все эти факторы могут основательно перекроить рынок пассажирских перевозок.