Время перемен
У охотников на мамонтов в Костенках не было такого праздника. Ученые убеждены, что Масленица – обряд земледельческих народов, причастных к чуду вечного возрождения жизни. И это тот редкий случай, когда я с ними полностью согласен.
Во все времена праздник был пестрым и включал в себя и песни-пляски, и кулачные бои, и шествия ряженых, и катание на санях, и бесконечное гостевание у родни. Трудно представить, с каких времен дошел до нас образ блина-солнца и горящего чучела зимы – но это реальный мостик между пластом нашей дописьменной истории и сегодняшним веком сплошной цифровизации.
В начале 80-х я работал в управлении культуры, где по долгу службы изучал отчеты ДК о проведенных мероприятиях. Большинство из них было посвящено праздникам осени, удачно коррелирующие с отчетами, награждениями, речами и другими ритуалами из арсенала тов. Огурцова.
А вот Масленицы в отчетах не было: трудно было наполнить идеологией «тещины блины» или покорение гладких столбов с дефицитными сапогами на верхушке.
Сегодня традиция вольна – никто не довлеет, не запрещает, не навязывает типовых сценариев. Но на районных и дворовых празднествах все более заметной фигурой становится хозяин ближней ярмарки, депутаты, которые после скоренького поздравления уносятся к следующей площадке. Вроде бы ничего плохого в этом нет – тем более, благодаря этим фигурам народ имеет бесплатные блины и призы на соревнованиях. Но с их предшественниками – петрушками да кикиморами – думаю, было веселее.