Газета,
которая объединяет

Цена «автопрозрачности»

Эксперты разбирались в причинах повышенной аварийности пассажирского транспорта
Рубрика: Социум№18 (2286) от
Автор: Александр Саубанов

Аварийность с участием пассажирского транспорта растет. Тревожная статистика побудила руководство воронежского главка МВД инициировать проведение круглого стола на тему безопасности пассажирских перевозок. Мероприятие такого формата, по уверению правоохранителей, проведено в Воронеже впервые.

«УДВОЕНИЕ ДТП»

– В 2018 году в регионе произошло 95 ДТП по вине водителей – рост на 60% к 2017 году, в областном центре число таких инцидентов выросло на 81%, – доложил начальник областного ГИБДД Евгений Шаталов.

За этой цифрой (почти «удвоение ДТП»!) – и остановка в два ряда, и гонки маршруток, и опасная «шашечная» езда, когда «пазики» ухитряются подрезать даже спортивные машины.

Уже общепризнано, что все эти лихачества имеют экономические корни: зарплата водителей зависит исключительно от оплаты проезда, и погоня за пассажирским руб­лем побуждает фолить на дороге и отчаянно нарушать режим работы. Один из примеров от Шаталова: 1 марта нынешнего года на левом берегу ПАЗ наехал на пешехода. Да, пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Но в ходе проведенной проверки установлено, что водитель находился за рулем автобуса почти 14 часов и просто утратил способность к адекватной реакции.

ОБРАЗЦОВО-НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Многочисленные рейды и облавы (типа операции «Автобус»), ужесточившиеся штрафы, уход с маршрутов старых желтых «газелек», похоже, желаемого результата не дали. И на круглом столе были озвучены принципиально новые подходы к борьбе с «дорожным злом».

– С 1 марта вступило в силу требование лицензирования автобусных перевозок. Отсутствие лицензирования предусматривает серьезную ответственность. В том числе за повторное нарушение – конфискацию транспортного средства, – сообщил Евгений Шаталов.

Установка видеорегистраторов в автобусах, по наблюдению главного автоинспектора региона, также снижает количество нарушений «в разы».

Руководитель городского управления транспорта Сергей Латынин напомнил, что срок исполнения действующих контрактов с перевозчиками истекает в 2020-ом году. Мэрия планирует заключать новые договоры с возросшими требованиями к безопасности.

– Мы готовим документы на проведение конкурса на один, пионерный маршрут, чтобы перевозчики поняли наши требования. В них, в частности, будет прописана материальная ответственность компаний за безопасность перевозок, – заявил Латынин.

БЕЗНАЛИЧНАЯ ПАНАЦЕЯ?

Считается, что переход на безналичную оплату поможет преодолеть дикие нравы наших перевозчиков. Но главный автоинспектор области предложил самый радикальный вариант решения проблемы:

– Муниципалитет мог бы формировать заказ на осуществление перевозок и выплачивать фиксированную сумму. А деньги от оплаты проезда будут поступать напрямую в бюджет. Перевозчику станет неважно, сколько он перевез пассажиров: на первое место выйдут соблюдение графика и безопасность.

Но владелец воронежской транспортной компании «Автолайн», депутат гордумы Дмитрий Крутских напомнил, что уже сейчас себестоимость перевозки одного пассажира на некоторых предприятиях достигает 28-39 руб. А когда появится посредник в виде городского бюджета, себестоимость проезда наверняка еще больше возрастет. Может, мол, и наступит долгожданная «прозрачность» перевозок, но цена ее может оказаться слишком высокой.

Крутских ссылался на пример МКП «Воронежпассажиртранс», где стоимость перевозки одного пассажира составляет к сегодняшнему дню 34 руб. То есть вдвое выше действующего тарифа. Экономику тянут назад и троллейбусы, транспорт по определению убыточный. А еще собственный медперсонал, парковка, мастерские – необходимая инфраструктура безопасных перевозок.

Впрочем, по словам того же Крутских, и в некоторых частных компаниях себестоимость даже без механиков и фельдшеров достигает 28-30 руб. Однако до сих пор ни один из дюжины частных перевозчиков не разорился, не ушел из бизнеса. Это говорит о таком запасе экономической прочности наших игроков, которая дает возможность для реального компромисса.