Газета,
которая объединяет

Призрак оперы

Занимательно – из истории воронежских театров
Рубрика: Культура№52 (2320) от
Автор: Наталия Осадчая

Жизнь зданий воронежских театров окутана необычными, а часто даже мистическими легендами. Нечто невероятное и вправду присутствует в театральной жизни, что неудивительно, ведь актеры на сцене создают настоящие параллельные миры, изменяя привычное нам пространство и время.

ПИСАТЕЛЬ ГАСТОН ЛЕРУ – В ПОМОЩЬ

Сколько же шума было по поводу реставрации/сноса здания Воронежского государственного театра оперы и балета, который, по сути, до сих пор не утих. Знакомый театрал поведал мне намедни, что снести театр невозможно:

– Думаете, француз Гастон Леру просто так написал роман «Призрак оперы»? Настоящий хозяин театра тайно живет в каждом оперном, потому что сам жанр оперы – это сверхъестественное состояние человека. И призрак воронежской оперы не даст снести здание. Если кому-то все-таки придет это в голову на полном серьезе, призрак расквитается с ним. Не верите? Перечитайте книгу или хотя бы посмотрите фильм!

Он рассказал, что призрак охраняет театр с момента закладки фундамента и возведения стен, что произошло еще перед войной. Театр не тронули бомбежки, он много лет простоял недостроем без крыши. Здание ввели в эксплуатацию в 1957-м, служить Мельпомене он стал с 1961 года. С того момента ни разу в театре не проводилось серьезной реконструкции, но ни одна конструкция в здании не подвела.

«ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ»

Самый старый воронежский театр – драматический, носящий имя любимого воронежцами поэта-земляка Алексея Кольцова. Эффектное здание на ул.Театральной множество раз перестраивалось, а сам театр даже переезжал на Советскую площадь в новое здание, которое строилось с большим трудом (ныне Воронежский концертный зал).

Этот проект пытались реализовать аж с 70-х годов прошлого века. Строительство растянулось почти на 30 лет. Мода на аскетичный дизайн с крупными монолитными формами прошла, и здание, в котором театр располагался вынужденно (здание на Театральной было признано аварийным) не ужилось с Воронежским академическим театром. В 2012 году, после шестнадцатилетнего перерыва, Воронежский театр драмы вернулся в свое историческое здание.

В 1890 году на сцене Городского зимнего театра (так тогда назывался драмтеатр) играла великая русская актриса Мария Ермолова. Рассказывают, что после последнего спектакля в нашем городе восторженные зрители несли карету Ермоловой на руках до самого вокзала. Затем похожую историю я слышала про выступление в нашем городе в 1903 году великой актрисы Веры Комиссаржевской, карету которой также отнесли на руках. Вполне может быть, что воронежцы таким образом выражают свои чувства к любимым актерам, потому что жители Борисоглебска расскажут вам, что, когда киноактер Николай Рыбников приезжал на малую родину в 1964 году, его машину с вокзала несли на руках.

Воронежский драмтеатр, целью создания которого изначально определялось «нравственное воспитание» воронежцев, никак не уживается с мистикой. Актеры рассказывают, что как только в театре решают поставить спектакль по Гоголю, Булгакову или Лермонтову, тут же начинаются неприятности с занятыми в постановке актерами и другими работниками.

Тем не менее, осенью нам обещают премьеру лермонтовского «Маскарада». Возможно, драма Михаила Юрь­евича снимет с кольцовского академического этот «обет безбрачия».

ДОЛОЙ НКВД!

А вот Театр юного зрителя своим оптимизмом и безудержной детской верой в чудо смог полностью уничтожить ауру, которая витала над зданием вплоть до 1963 года – момента передачи его театру.

В 1935 году на месте снесенного старинного дома на ул.Дзержинского был построен клуб НКВД. Сюда приходили неуемные работники внутренней безопасности после «тяжелых» рабочих будней в подвалах «володарки». Поскольку этот клуб принадлежал энкавэдэшникам, то под ним даже находилось бомбоубежище, которое сохранилось до сих пор.

После смерти Сталина здание передали управлению культуры, с 1959-го по 1963-й в нем располагалась Воронежская филармония.

Театры юного зрителя считаются советским «изобретением», которое оказалось весьма удачным и способно поспорить качеством спектаклей даже с напыщенными «академическими».

НЕШУТОЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство театра кукол «Шут» овеяно множеством легенд, большинство из которых – правда.

Кукольный театр запрещала строить Москва, расходовать бюджетные деньги было нельзя, а потому воронежское руководство во главе с первым секретарем Горкома Владимиром Анищевым решили возвести театр народным способом – к строительству были привлечены предприятия города.

Театр строился, поглощая собой Дом профсоюзов (он стоял на фундаменте дореволюционной гимназии) и жилой дом по соседству, где проживали высокопоставленные лица.

С «высокопоставленными» Анищев решал вопрос просто. «Партбилет у тебя есть?» – спрашивал он ответственного квартиросъемщика. С городской властью вразрез идти боялись и соглашались освободить жилье.

Но нашелся один «несознательный товарищ», проживающий неподалеку – владелец гаража-самостроя. Дело в том, что гаражи мешали строительству, не имели на возведение никаких разрешений и были снесены.

И этот товарищ пожаловался в ЦК КПСС, что, мол, в Воронеже строят театр вразрез с мнением партии. Для проверки к нам прислали московского проверяющего. За ночь с предприятий города нагнали строительную технику на место предполагаемого театра, чтобы сбить с толку «ревизора». В помощь воронежцам в эту же ночь выпал снег, который припорошил «следы преступления». Контролеру из ЦК объяснили, что гаражи и вправду сносят, но только для того, чтобы разбить на месте самовольного строительства сквер.

Кукольный театр «Шут» на проспекте Революции принял актеров и первых зрителей в 1984 году.

ТЕАТР ВЫШЕ ПОЛИТИКИ

Легенда воронежского меценатства – купец Николай Васильев. Именно он арендовал Общественный (Первомайский) сад, создав первый в Воронеже культурный парк. Но Общественный сад Васильеву не дали благоустроить по своему усмотрению, и он арендовал сад «Эрмитаж» на пересечении улицы Кирочной с Тулиновским переулком (ныне ул.Никитинская и ул.Комиссаржевской). В саду он построил здание летнего театра.

В начале ХХ века «Эрмитаж» стал собственностью Общественного собрания – этакого купеческого клуба. Здесь было построено каменное здание дворцового типа (будущее ДК Железнодорожников, ДК Карла Маркса), где и заседало Общественное собрание.

Политика не мешала «Эрмитажу» остаться культурным центром Воронежа. Здесь, например, снимал свой фильм «Золото, слезы и смех» Анатолий Дуров.

С приходом большевиков в саду решили построить цирк. Деревья вырубили, но идея цирка заглохла. А здание Общественного собрания стало клубом, который любили все поколения воронежцев.

В 90-е и начале нулевых на ДК Карла Маркса неоднократно посягали строители, мечтающие возвести в прекрасном центре многоэтажку. ДК не поддался и дал приют сначала Воронежскому камерному театру, а теперь – театру «Никитинский».

изнь зданий воронежских театров окутана необычными, а часто даже мистическими легендами. Нечто невероятное и вправду присутствует в театральной жизни, что неудивительно, ведь актеры на сцене создают настоящие параллельные миры, изменяя привычное нам пространство и время.

ПИСАТЕЛЬ ГАСТОН ЛЕРУ – В ПОМОЩЬ

Сколько же шума было по поводу реставрации/сноса здания Воронежского государственного театра оперы и балета, который, по сути, до сих пор не утих. Знакомый театрал поведал мне намедни, что снести театр невозможно:

– Думаете, француз Гастон Леру просто так написал роман «Призрак оперы»? Настоящий хозяин театра тайно живет в каждом оперном, потому что сам жанр оперы – это сверхъестественное состояние человека. И призрак воронежской оперы не даст снести здание. Если кому-то все-таки придет это в голову на полном серьезе, призрак расквитается с ним. Не верите? Перечитайте книгу или хотя бы посмотрите фильм!

Он рассказал, что призрак охраняет театр с момента закладки фундамента и возведения стен, что произошло еще перед войной. Театр не тронули бомбежки, он много лет простоял недостроем без крыши. Здание ввели в эксплуатацию в 1957-м, служить Мельпомене он стал с 1961 года. С того момента ни разу в театре не проводилось серьезной реконструкции, но ни одна конструкция в здании не подвела.

«ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ»

Самый старый воронежский театр – драматический, носящий имя любимого воронежцами поэта-земляка Алексея Кольцова. Эффектное здание на ул.Театральной множество раз перестраивалось, а сам театр даже переезжал на Советскую площадь в новое здание, которое строилось с большим трудом (ныне Воронежский концертный зал).

Этот проект пытались реализовать аж с 70-х годов прошлого века. Строительство растянулось почти на 30 лет. Мода на аскетичный дизайн с крупными монолитными формами прошла, и здание, в котором театр располагался вынужденно (здание на Театральной было признано аварийным) не ужилось с Воронежским академическим театром. В 2012 году, после шестнадцатилетнего перерыва, Воронежский театр драмы вернулся в свое историческое здание.

В 1890 году на сцене Городского зимнего театра (так тогда назывался драмтеатр) играла великая русская актриса Мария Ермолова. Рассказывают, что после последнего спектакля в нашем городе восторженные зрители несли карету Ермоловой на руках до самого вокзала. Затем похожую историю я слышала про выступление в нашем городе в 1903 году великой актрисы Веры Комиссаржевской, карету которой также отнесли на руках. Вполне может быть, что воронежцы таким образом выражают свои чувства к любимым актерам, потому что жители Борисоглебска расскажут вам, что, когда киноактер Николай Рыбников приезжал на малую родину в 1964 году, его машину с вокзала несли на руках.

Воронежский драмтеатр, целью создания которого изначально определялось «нравственное воспитание» воронежцев, никак не уживается с мистикой. Актеры рассказывают, что как только в театре решают поставить спектакль по Гоголю, Булгакову или Лермонтову, тут же начинаются неприятности с занятыми в постановке актерами и другими работниками.

Тем не менее, осенью нам обещают премьеру лермонтовского «Маскарада». Возможно, драма Михаила Юрь­евича снимет с кольцовского академического этот «обет безбрачия».

ДОЛОЙ НКВД!

А вот Театр юного зрителя своим оптимизмом и безудержной детской верой в чудо смог полностью уничтожить ауру, которая витала над зданием вплоть до 1963 года – момента передачи его театру.

В 1935 году на месте снесенного старинного дома на ул.Дзержинского был построен клуб НКВД. Сюда приходили неуемные работники внутренней безопасности после «тяжелых» рабочих будней в подвалах «володарки». Поскольку этот клуб принадлежал энкавэдэшникам, то под ним даже находилось бомбоубежище, которое сохранилось до сих пор.

После смерти Сталина здание передали управлению культуры, с 1959-го по 1963-й в нем располагалась Воронежская филармония.

Театры юного зрителя считаются советским «изобретением», которое оказалось весьма удачным и способно поспорить качеством спектаклей даже с напыщенными «академическими».

НЕШУТОЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство театра кукол «Шут» овеяно множеством легенд, большинство из которых – правда.

Кукольный театр запрещала строить Москва, расходовать бюджетные деньги было нельзя, а потому воронежское руководство во главе с первым секретарем Горкома Владимиром Анищевым решили возвести театр народным способом – к строительству были привлечены предприятия города.

Театр строился, поглощая собой Дом профсоюзов (он стоял на фундаменте дореволюционной гимназии) и жилой дом по соседству, где проживали высокопоставленные лица.

С «высокопоставленными» Анищев решал вопрос просто. «Партбилет у тебя есть?» – спрашивал он ответственного квартиросъемщика. С городской властью вразрез идти боялись и соглашались освободить жилье.

Но нашелся один «несознательный товарищ», проживающий неподалеку – владелец гаража-самостроя. Дело в том, что гаражи мешали строительству, не имели на возведение никаких разрешений и были снесены.

И этот товарищ пожаловался в ЦК КПСС, что, мол, в Воронеже строят театр вразрез с мнением партии. Для проверки к нам прислали московского проверяющего. За ночь с предприятий города нагнали строительную технику на место предполагаемого театра, чтобы сбить с толку «ревизора». В помощь воронежцам в эту же ночь выпал снег, который припорошил «следы преступления». Контролеру из ЦК объяснили, что гаражи и вправду сносят, но только для того, чтобы разбить на месте самовольного строительства сквер.

Кукольный театр «Шут» на проспекте Революции принял актеров и первых зрителей в 1984 году.

ТЕАТР ВЫШЕ ПОЛИТИКИ

Легенда воронежского меценатства – купец Николай Васильев. Именно он арендовал Общественный (Первомайский) сад, создав первый в Воронеже культурный парк. Но Общественный сад Васильеву не дали благоустроить по своему усмотрению, и он арендовал сад «Эрмитаж» на пересечении улицы Кирочной с Тулиновским переулком (ныне ул.Никитинская и ул.Комиссаржевской). В саду он построил здание летнего театра.

В начале ХХ века «Эрмитаж» стал собственностью Общественного собрания – этакого купеческого клуба. Здесь было построено каменное здание дворцового типа (будущее ДК Железнодорожников, ДК Карла Маркса), где и заседало Общественное собрание.

Политика не мешала «Эрмитажу» остаться культурным центром Воронежа. Здесь, например, снимал свой фильм «Золото, слезы и смех» Анатолий Дуров.

С приходом большевиков в саду решили построить цирк. Деревья вырубили, но идея цирка заглохла. А здание Общественного собрания стало клубом, который любили все поколения воронежцев.

В 90-е и начале нулевых на ДК Карла Маркса неоднократно посягали строители, мечтающие возвести в прекрасном центре многоэтажку. ДК не поддался и дал приют сначала Воронежскому камерному театру, а теперь – театру «Никитинский».