Газета,
которая объединяет

«Мериться силами с тигром – глупо!»

Дрессировщик Николай Павленко – о тонкостях дрессуры, кумирах и детской мечте
Рубрика: Люди дела№57 (2325) от
Автор: Марина Хоружая

До 25 августа в Воронеже будет гостить одна из лучших программ российской цирковой индустрии «Шоу гигантских тигров», которой рукоплескал весь мир!

Это представление не имеет аналогов, ведь на манеже одновременно появляются 12 громадных тигров, которыми руководит одним лишь взмахом палочки народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, обладатель высшей награды Всемирного фестиваля в Монте-Карло Николай Павленко. Этот аттракцион входит в золотой фонд российского циркового искусства...

Помимо выступления хищников воронежский зритель увидит перуанских говорящих попугаев, гимнастов, жонглеров, канатоходцев, клоунский дуэт «Стелла и Арто», японских шпицев и высшую школу конного мастерства. Также любители циркового искусства оценят и техническое оснащение программы, где используется новейшее световое оборудование и спецэффекты.

О тонкостях дрессуры, о своих подопечных и кумирах – в эксклюзивном интервью Николая Павленко.

«ДРЕССУРЫ ДАВНО НЕТ, ЕСТЬ УЧЕБА!»

– Николай Карпович, вы единственный, кто разводит тигров в неволе...

– Разводил, но уже не развожу давно. Я сказал – хватит! Сейчас доработаю эту группу и уйду на пенсию. Достойной смены у меня нет, тигров передавать некому. Поэтому они пойдут по зоопаркам, заповедникам... Я сейчас над этим работаю, ищу для своих питомцев комфортные условия.

– Не нашли таких же увлеченных, как вы сами? Неужели к вам, великому Мастеру, никто из молодых дрессировщиков не просился на обучение?

– Дело в том, что профессия дрессировщика не предполагает поиска преемников. Я никого не ищу, это молодые дрессировщики должны меня искать. Я сам с тиграми начал работать в 30 лет, но шел к этому долгие годы и прилагал много усилий. Мое детское желание дрессировать хищников не иссякало с годами. Сейчас есть молодые дрессировщики, у которых вроде бы и рвение имеется, но они ведь совершенно безграмотны! Они не знают биологию, анатомию, психологию и физиологию животных, ничего не знают об их центральной нервной системе. А это все очень важно. Они не пошли учиться ни ко мне, ни к Бирюкову. Так, зашли «отметиться», послушать. Один ко мне приехал, я ему предложил помощь, а он: «Да нет, я все по книгам!» По каким книгам?! Книг таких нет! Как можно стать учителем по книгам?

Профессия дрессировщика сродни профессии педагога, только еще сложнее. Детям хоть объяснить можно, а животному как? Выдрессировать животное битьем нельзя, ты его затормозишь, и все. То, что в цирке бьют животных, говорят люди, которые в своей жизни никого не выдрессировали. Дрессуры уже давно нет, идет учеба. Наша задача – научить животное выполнять то или иное действие, расслабив его нервную систему. Мы обучаем их в игровой форме и очень медленно, потихоньку. Быстро ничего не делается. Нужно иметь большое терпение. Жестокостью ничего не добьешься!

Все трюки, которые выполняют животные, продиктованы их физиологией. Ну не может слон через спину перевернуться. Бегемот – может, лошадь, тигр и собака тоже. Что такое дрессировка? Это работа с нервной системой. Нервная система имеет свойство зажиматься. И если ты проявил грубость по отношению к человеку, он зажался. Если на него один раз наорали, человек уже пасует. Если, например, ребенку давать подзатыльники за то, что он неправильно рисует крючочки, он не научится. Не понял с первого раза – объясни второй, зайди с другой стороны. Сейчас есть много замечательных способов обучения в форме игры. Тигр бросается – останови его. Но я же не гоню его на место, я жду, когда он уйдет. Когда этот взрыв эмоций пройдет, тигр сам вернется. Я вокруг него хожу и жду, пока он остынет. А трону его – он опять вспылит. А силами мериться с тигром – глупо.

МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК

– Как вы изучали повадки тигров, когда начинали, если нет специальной литературы...

– Да, нигде ничего не написано! А все мемуары и воспоминания – это все сказки, байки, шутки-прибаутки. Все знания передаются от одного дрессировщика другому. Если человек опытный, он сам увидит нюансы. Вот сейчас есть про собак очень

хороший блог, я читаю, там очень много хороших вещей. Я их примеряю на себя, на свою работу. Применимо! Немножко имеются разные отклонения, но по выработке, по отношению, по коммуникации это все одно и то же. Что у лошади, что у слона, что у тигра, что у льва.

– А у вас были кумиры, глядя на кого вы учились?

– Были кумиры, за которыми я наблюдал. И пытался сам что-то делать методом проб и ошибок. Людей, которым я бы мог задавать вопросы – не было. Довольно рано у меня появилась книга Дурова. Только не Анатолия, а его брата Владимира. Оттуда я многое почерпнул. Кроме того, когда я еще работал в Зверинце, я там много чего пробовал с различными животными, изучал их повадки. И за старыми работниками наблюдал.

– Расскажите о ваших тиграх...

– До середины 90-х у меня в труппе было 18 тигров, самое большое количество, с которым я работал – 19. Потом долгое время – с 14-ю, сейчас их двенадцать – 6 мальчиков и 6 девочек. Самые старенькие – Султан и Раджа. Им по 19 лет, и они уже дышат через раз. Но все еще выходят на манеж и работают. Султан уже мало где задействован, а Раджа финал делает. У меня за всю историю был единственный контактный тигр Тед, он был долгожителем – прожил 21 год 4 месяца и 11 дней. Самым молодым сейчас 12 лет – это последнее мое выведенное поколение. Они самые бездарные и самые дрянные...

– Вы как-то сказали: «Десятилетний тигр – это как 50-летняя гимнастка...»

– Да, когда тигру исполняется 10 лет, нужно уже задумываться о том, кем его заменять. Но у меня все работают подолгу. Ходить на задних лапах – большая нагрузка. Но ничего, ходят. Но мы ж работаем мало – два дня в неделю.

– Чем кормите тигров?

– Мы вообще очень хорошо кормим животных. Только свежайшим мясом – никакого замороженного, никаких закромов! Всего им положено шесть с половиной килограммов в день. Мы им и кровь заказываем, и требуху. А в Астрахани недавно выступали – они ели верблюжатину. Нам били верблюдов и привозили свежее мясо. Из мяса мои тигры не едят только баранину. Свинину, сало – за милую душу. Это дает им возможность быть такими упитанными, с блестящей шерстью.