Газета,
которая объединяет

В поисках бренда

Экспедиция «Берега» по городам Засечной черты
Рубрика: Мир вокруг№67 (2335) от
Автор: Артем Ушаков

Мы заметили : орловчане, начиная перечислять достопримечательности областного центра, неизменно сбиваются на перечисление районных центров: памятник Лескову, статуя Ермолова, Мценск, Спасское-Лутовиново… Так же, наверное, и мы располагаем их в одном рекламном проспекте: Воронеж, Рамонь, Дивногорье, полагая, что для гостя откуда-нибудь из Саратова эти площадки сами собой сольются в одно туристическое пространство. Так ли это?

ГОРОД КОНТРАСТА

Приближение Болхова чувствовалось по тому, как изменилась дорога: появились ямы и колдобины. Город начинался с серой одноэтажной застройки и пыльных бетонных заборов предприятий. Ничего более унылого, чем окраины таких муниципальных жемчужин, как Мценск, Елец и Болхов, видеть не приходилось. Но как только дорога пошла под уклон и открылась долина реки Нугрь, сердце дрогнуло: мы въезжали в другой мир, в другое время. Крутые холмы, заросшие зеленью, старинные деревянные дома, а на холмах и в низинах – золоченые купола храмов.

– Все без исключения приезжие спрашивают, откуда и зачем столько церквей в небольшом городе, – говорит наш проводник, орловский журналист и местный уроженец Михаил Коньшин. – Но это что! Сейчас в Болхове 12 храмов на 12-тысячное население. А было три десятка храмов и два монастыря.

Михаил про свою малую родину готов рассказывать часами. Болхов лишь немногим старше Воронежа и его собрат по происхождению. Он был основан в 1556 году заново как пограничная крепость, а после падения Крымского ханства превратился в купеческий городок. «Наш» Петр I тоже приложил к развитию Болхова руку: привез 40 кожевенных дел мастеров, и это стало одной из важнейших ремесленных специализаций местного населения.

ОТ МИЛОСЛАВСКОГО ДО АПУХТИНА

Обилием церковных строений город обязан местному вотчиннику боярину Илье Милославскому (деду Федора III, Ивана V и царевны Софьи), который щедро жертвовал на храмы и монастыри. Церквей в Болхове было так много, что царь Федор Алексеевич хотел даже учредить здесь епархию.

Мы попали прямиком на День города, и купеческое прошлое Болхова наглядно проявило себя. Практически полностью праздник состоял из торговли праздничной мишурой, вредной едой и катанием на ослике под дурную музыку. Над пестрым майданом возвышался памятник Ленину. В 90-е ему отбивали голову, подрывали, сносили. Но все это происходило в центре «красного пояса», что в итоге и спасло местного Ильича.

А в скверике за еловой аллеей реализовывалась, можно сказать, духовная ипостась праздника – шли традиционные Апухтинские чтения. Возле памятника поэту развернулась небольшая книжная выставка, а рядом выступали московские литературоведы. Надо понимать, событие для поэтического сообщества серьезное.

ХРАМОВЫЙ КЛАСТЕР

Еще 50 метров – и мы на вершине Красной горы, где во всей красе открывается что-то вроде храмового кластера – белый Спасо-Преображенский собор в «русско-византийском стиле» XIX века, а рядом – Троицкая церковь красного кирпича 1708 года постройки. Церковь уже не под старину сделана, это сама старина с разноцветными изразцами, карнизами с кокошниками из раковин, старинными розетками и с вальяжным котом у входа. Кот дает себя гладить каждому входящему под сумеречные своды. В храме недавно прошел ремонт. Самые старые иконы небрежно сдвинуты в угол, а их место уже занял пастельный новодел, которым заполонены храмы Орла. Увы.

Михаил Коньшин обещает подъем на колокольню Спасо-Преображенского собора. Вход на колокольню – под висячим замком, но рядом открытая дверь, за которой – винтовая лестница, тоже ведущая наверх. Так очень просто мы оказались на верхнем уровне храма, составляющем примерно 2/3 объема всего сооружения. Здесь свет вольно пробивается сквозь оконные ниши. Обнажившийся старинный кирпич ничуть не портит, скорее, украшает парящую над городом площадку. На дальних стенах – пара икон. Явно не для служб. Кто-то хочет молиться без суеты, в одиночестве. Как ни странно, самый центр города и его главный храм дают такую возможность.

РЕТРО-ПАРК

В городском парке нас поджидает еще одно открытие: ретро-парк. Бетонные фигуры лебедей, Змея-Горыныча и медведей, шары и кольца – все это пришло из далеких 60-х, а может, даже конца 50-х годов прошлого века. Невольно оглядываемся в поисках девушки с веслом. Но местные девушки не выдержали гонки со временем – вместо них красуется популярная нынче инсталляция с крашеным велосипедом.

А все остальное работает. Дети катаются в бетонных ладьях, которые и снарядом не прошибить, взрослые вспоминают молодость, бесстрашно подтягиваясь на старинном турнике, а подростки фотографируются у велосипеда. Для местных это достопримечательность.

А ведь когда-то и мы ратовали за возрождение Центрального парка Воронежа в ретро-стиле! Но наша ладья уплыла.

С ВЫСОКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

Храмы – не единственная достопримечательность города. Советская власть на удивление мало испортила город – кроме парка, здесь можно увидеть сохранившиеся старинные административные здания, магазины с древними вывесками, бесконечные старые дома.

Сегодняшняя специализация Болхова – не какие-нибудь кожи, а оборонка: комплектующие для подводных лодок и иной серьезной техники. У проходной предприятия все заставлено машинами. Малый бизнес тоже развивается – печет фирменный хлеб, производит фирменные сладости. Чуть отойдешь от центра – и на улицах даже в праздничный день видишь деловитость и суету, которую не ждешь от жителей такого патриархального городка.

И единственное, чего нет – туристического бизнеса. В принципе нет ничего, что напоминало бы о такой деятельности – ни указателей, ни туристических групп с гидом на улице (в наших небогатых историей Лисках таких уже можно встретить). Все, что включает понятие «бренд», централизовал в своих проспектах губернский центр. А на доме, который стоит прямо у входа в главный собор, – большом, годном под хороший хостел, висит табличка «Продается»…