Газета,
которая объединяет

«Миграционные услуги – государственное дело»

Начальник управления ГУ МВД в эксклюзивном интервью «Берегу» – о балансе гостеприимства и безопасности
Рубрика: Люди дела№76 (2344) от
Автор: Ольга Бренер

Воронежская область оказалась одним из самых крупных «портов приписки» на миграционной карте страны. И одним из самых неспокойных – с учетом задержаний, уголовных дел и приговоров за последние годы. Какие важные изменения происходят в миграционной сфере региона, почему так сложно вывести ее из тени и как эта сфера отражает состояние нашего общества – об этом «Берег» поговорил с начальником управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области Сергеем Червонцевым.

О ЕМЦ И ЕДИНОМ ОКНЕ

– Сергей Петрович, миграционные услуги сейчас оказывают не только район­ные отделы полиции, но и многие частные структуры. Самый крупный игрок на этом рынке в нашем регионе – Единый миграционный центр. То есть государственная и стратегически важная сфера поделена с «коммерсантами». Чем это оправдано?

– Сразу отмечу, что полиция никакого отношения не имела к созданию Единого миграционного центра. Но поверьте, ЕМЦ в Воронеже на тот момент был организован очень разумно. Просторное помещение недалеко от нашего управления, с отличной логистикой и возможностью принимать большое количество посетителей. И тогда центр существенно разгрузил Федеральную миграционную службу по приему и оформлению документов. Очереди у нас были огромные. У граждан появилась возможность не стоять в них, а оформить нужные документы быстро, качественно и профессионально, минуя мошенников. ЕМЦ выстроил четкую логистику по принципу «единого окна» – то есть гражданин на выходе из ЕМЦ получает готовый и правильно сформированный пакет документов для подачи в миграционное подразделение по его месту жительства.

– При этом в большинстве коммерческих структур работают бывшие миграционные чиновники.

– При расформировании ведомства было сокращено 30 процентов сотрудников. Большая часть этих людей ушла как раз в коммерческие организации. Я рад, что они не ушли в никуда, а продолжили работу в миграционной сфере. Сейчас эти профессионалы – наш кадровый резерв, они знают всю нашу специфику и нигде себя не замарали. Ведь миграционная служба – как самостоятельное ведомство – была расформирована и сокращенным штатом вошла в состав МВД в очень критический период. С 2014 года как раз начался большой наплыв беженцев с Украины. Увеличились потоки беженцев и трудовых мигрантов также из других бывших союзных республик. Кроме того, наш регион в 2014–15 годах стал лидером по реализации госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. По всем этим причинам в миграционных подразделениях образовались огромные очереди. За последние два года мы все это разгрузили и сбалансировали, перераспределив и потоки граждан, и наши кадровые ресурсы. Но в тот

экстремальный период ЕМЦ действительно был выходом для всех. Сейчас в одном здании с ЕМЦ по-прежнему расположены некоторые наши подразделения, в том числе – ФГУП «Паспорт­но-визовый сервис». Но как только появится возможность оттуда переехать на другое место, мы сделаем это сразу же.

О ПРИОРИТЕТЕ ГОСУСЛУГ

– Почему?

– Чтобы потом избежать вот этих утверждений, что стратегически важная государственная сфера поделена с коммерсантами. Да, коммерсанты ЕМЦ за стенкой могут использовать наше соседство, набивая себе цену перед своими клиентами – мол, рядом та самая государственная структура, и все ваши вопросы мы всегда с нею порешаем. Так и появляются расхожие стереотипы об «аффилированности» и «личных интересах» миграционных чиновников. Кстати, все наше официальное сотрудничество с ЕМЦ заканчивается в конце 2019 года. Новый нормативный акт запрещает нам впредь взаимодействовать с коммерческими структурами на любой основе. Единственной организацией, которая будет нам помогать работать с иностранными гражданами и оказывать миграционные услуги на платной основе, станет наше же федеральное подразделение ФГУП «Паспортно-визовый сервис». Но ФГУП не извлекает коммерческую прибыль, а пополняет государственный бюджет. А Единый миграционный центр потеряет статус контрагента структурного подразделения МВД. Эти изменения сделают нашу деятельность максимально прозрачной, и отпадет необходимость взаимодействовать с коммерсантами. ЕМЦ станет не исключительной, а одной из коммерческих структур, которые при наличии лицензии продолжат оказывать услуги на платной основе. Например, при наличии договоров с рядом медицинских и образовательных учреждений они будут обес­печивать правовое сопровождение иностранных граждан при прохождении медобследования или сдаче экзамена по русскому языку. Но если эти услуги будут оказаны недобросовестно, то гражданин может отрегулировать свои отношения с коммерческой структурой и защитить свои права только в судебном порядке. А при обращении во ФГУП – структурное подразделение МВД – он уже защищен нашими ведомственными нормативными актами и законом. В общем, мое мнение – миграционные услуги действительно должны относиться только к полномочиям государства. Нельзя эту функцию передавать в руки частных лиц, которые преследуют свои интересы. Коммерческие структуры могут в этой сфере только помогать нам – например, профессионально сопровождать гражданина при правильном заполнении документов и страховать его от мошенников. И с нового года эта ситуация будет исправлена.

О НОВШЕСТВАХ И ОЧЕРЕДЯХ

– Что еще изменится в ближайшее время в российском законодательстве для возвращающихся на историческую родину?

– Уже с 1 ноября вводится много новшеств, которые напрямую касаются воронежской специфики. Например, иностранные студенты с постсоветского пространства теперь могут стать участниками госпрограммы переселения соотечественников и начать процедуру получения гражданства РФ по упрощенной схеме. Для жителей Луганска и Донецка схема вообще сократилась до минимума. При условии свершившейся легализации в России они смогут получить гражданство в течение трех месяцев. А если только приехали – то за период, не превышающий полугода.

– Как сейчас решается проблема очередей для постановки на миграционный учет, получения разрешения на временное проживание, ВНЖ или гражданства? Ведь именно очереди провоцируют коррупцию в миграционной сфере.

– Мы переходим на новый этап работы, и в тех крупных районах, где проживает больше всего граждан, в том числе иностранных, внедрена электронная очередь. Поданы заявки на оснащение электронной очередью еще трех подразделений по вопросам миграции, где количество обратившихся в течение дня граждан превышает 50 человек. Сам принцип непрерывной электронной очереди с жестко регламентированным временем оказания госуслуг исключает возможность внедрения в этот процесс граждан «со стороны» с «заносом» документов вне очереди. Электронная система приема граждан обеспечивает полную прозрачность работы сотрудников миграционного управления.

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩИНАХ И КОРРУПЦИИ

– Важный сегмент в работе миграционного чиновника – взаимодействие с национальными общинами. Какие отношения у вас сложились?

– Я доступен лично и открыт к общению. Мой принцип: если есть правовые основания помочь человеку, всегда нужно помочь и потом нести ответственность за принятые тобой решения. Но если такой возможности нет – надо об этом говорить человеку сразу и открыто. Он не должен тешить себя надеждой, что, посещая кабинеты других ведомств или отдавая последние деньги коммерсантам или мошенникам, добьется положительного результата. Ему могут наобещать, но все равно не помогут. А помогать и правильно ориентировать должен именно государственный чиновник. Как только я был назначен начальником управления, пригласил местных национальных лидеров и преду­предил, что готов открыто взаимодействовать с ними по проблемам их земляков, попавших в трудную ситуацию – но никому не позволю заниматься теневой посреднической работой. Ведь диаспора всегда стремится к легализации своих соотечественников на территории проживания. И если она делает это добропорядочно, то помогает нам в регулировании численности приезжающих иностранцев – трудовых мигрантов. Такое прозрачное взаимодействие в помощи им только приветствуется и нами, и их государством. Главное, чтобы лидер диаспоры следовал своей общественной миссии, а не жажде наживы за счет своих же земляков. И теперь уже все лидеры диаспор знают, что ко мне бесполезно приходить решать вопросы за пределами правового поля. Из наиболее активных и законопослушных, готовых защищать и решать проблемы своих людей, а не наживаться за их счет, я бы сегодня отметил армянскую общину и казахстанское землячество.

– С чем, на ваш взгляд, связана серия нынешних уголовных дел в части организации незаконной миграции в регионе, в том числе в отношении лидеров диаспор?

– Сейчас мы устраняем последствия неупорядоченных миграционных потоков, которые шли в регион в 2010–2014 годах. Тогда произошел массовый наплыв иностранных граждан с постсоветского пространства. Стараемся минимизировать все последствия той ситуации. Но я не собираюсь вас убеждать, что сейчас в миграционной сфере нет коррупции. Она была и будет. Потому что всегда найдутся люди, которые при отсутствии правовых шансов найдут другие лазейки. И всегда найдутся те, кто не откажется им в этом посодействовать. Но мы все время с такой практикой боремся. Пытаемся свести к минимуму очереди в территориальных подразделениях по вопросам миграции. Постоянно мониторим ситуацию – как только в одном из районов количество граждан увеличивается, сразу же перераспределяем нагрузку на наших сотрудников и кого-нибудь направляем на усиление.

О ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ И УРОКАХ ЕВРОПЫ

– В Воронеж приезжает много людей по федеральной программе содействия добровольному переселению соотечественников. Но здесь, на исторической родине, перед получением российского гражданства их ждут новые испытания. Например, те же «резиновые квартиры» появились не от хорошей жизни. Для постановки на миграционный учет нужна регистрация. Поэтому люди просто вынуждены ее покупать в «резиновой квартире», а жить в другом месте.

– И такими действиями они грубо нарушают закон, который обязывает иностранных граждан проживать по месту регистрации. Кстати, получение регистрации по так называемому «резиновому» адресу чревато не только для иностранцев, но и для воронежцев, которые такую регистрацию предлагают.

– Вроде бы государство заинтересовано в притоке «свежей крови» и возвращении домой соотечественников, людей русской культуры, и при этом так жестко, негостеприимно обращается с ними по приезде. Например, в Германии у репатриантов нет проблем с регистрацией и с получением ведомственного жилья от самого государства.

– Если бы в Германии для возвращающихся соотечественников все было так идеально, как вы говорите, то те же казахстанские немцы ехали бы только туда, напрямую. Но многие из них по программе переселения едут в Россию, в том числе в наш регион. Так что не надо всему верить на слово, и хорошо там, где нас нет. Но российское законодательство для возвращающихся соотечественников постепенно включает все больший режим благоприятствования. Нам в этом помогают общественники, которые занимаются проблемами миграции. На совещаниях в Совете по правам человека при президенте они предлагают правительству новые алгоритмы для лучшей адаптации мигрантов в России. Надеюсь, что в результате такого все более тесного взаимодействия со всеми структурами гражданского общества наше миграционное законодательство станет мягче для соотечественников и для всех, кто приезжает к нам на ПМЖ и намерен стать законопослушным членом общества: официально работать, платить налоги, вносить свой вклад в развитие экономики, медицины, образования, культуры. Особенно нуждаются в притоке соотечественников из-за рубежа наши пустеющие деревни, где, по выражению одного моего знакомого фермера, «некого за трактор посадить». Вот для таких граждан государство старается создать прочную поддержку со стороны всех органов федеральной и местной власти и расширяет возможности для получения гражданства. Но если Россия включит зеленый свет для всех, кто едет сюда просто ради удачи или новой наживы – поверьте, тогда миграционные потоки нас захлестнут и станут неуправляемыми. И мы получим горький опыт толерантной Европы.

КСТАТИ

По состоянию на 30.06.2019 года, на миграционный учет в Воронежской области поставлено 74 602 иностранных гражданина. Продлено сроков пребывания – 20 740. Больше всего в регион прибыло из Республики Узбекистан (31% от всех прибывших), Украины (21%), Республики Таджикистан (9,6%), Республики Армения (9,6%). Из так называемых миграционно опасных стран прибыло в регион 3225 иностранцев: больше всего из Египта (617 человек), Индии (341), Ирака (390), Вьетнама (381).

Самыми законопослушными в части соблюдения миграционного законодательства РФ оказались граждане из стран ЕАЭС.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Советский райсуд вынес приговор в отношении 49-летнего экс-начальника отдела по вопросам миграции ОВД №2 Воронежа, обвиненного в получении взятки. Об этом сообщили в прокуратуре Воронежской области.

По информации структуры, бывший полицейский в апреле прошлого года получил 30 тыс. руб. от иностранного гражданина за незаконное предоставление разрешения на временное проживание на территории РФ.

Осужденный, если приговор вступит в законную силу, проведет в колонии общего режима полтора года и выплатит 150 тыс. руб. штрафа.