Газета,
которая объединяет

Зона турбулентности

Рубрика: Колумнистика№86 (2354) от
Автор: Ольга Бренер

В Боливии – беда. На сегодня уже десятки убитых, включая детей, сотни раненых, тысячи арестованных. В паблике Фэйсбука «Amigos – Воронеж», который создали латиноамериканские выпускники воронежских вузов, выкладываются видео с телефона – на улицах Ла-Паса кровь.

Убийство сограждан полицейскими теперь санкционировано, но вот эти кадры и вся статистика в местной прессе запрещена, говорят друзья-боливийцы из ВГУ. Так борьба за демократию против «засидевшегося диктатора» Эво Моралеса в считанные дни перешла в обыкновенный фашизм. И вы ошибаетесь, если думаете, что все это слишком далеко от нас.

Волна протестов началась с «желтых жилетов» Парижа против повышения цен на бензин. Затем Эквадор – против отмены субсидий на топливо. Сразу за ним Чили – против поднятия цен на метро. В пересчете на наши тарифы, цены на проезд в метро Сантьяго поднялись на два рубля – но загорелось по всей стране, и уже под политическими знаменами, и уже тоже десятки убитых. Потом Боливия. И вот в эти выходные – снова Европа, Тбилиси.

На прошлой неделе на международном саммите в ВГУ член областной Нацпалаты профессор Игорь Суровцев вспомнил «мистический 1969 год», когда ударная волна протестов вдруг накрыла мир от Сорбонны и Берлина до Токио и Нью-Йорка. Спустя полвека мы снова вошли в зону турбулентности, когда одинаково легко в любой точке планеты словить политическую удачу или пулю в лоб. И уже не политтехнологи раскачивают лодку – она сама двинулась по тем самым «мистическим» законам, которые Пастернак назвал «растительным происхождением истории». Посмотрите на криминальную хронику Петербурга или Воронежа – абсурда в ней не меньше, чем в хронике пикирующей Боливии от неолиберализма к неофашизму. «Все, что я теперь хочу в этом безумии – дойти до дома и обнять жену», – признался мне вчера боливийский однокурсник.

И это, может, лучший выход из зоны турбулентности. Для всех нас.