Газета,
которая объединяет

Между городом и деревней

Областной бюджет-2020 удовлетворит бюджетников и аграрные корпорации
Рубрика: Экономика№91 (2359) от
Автор: Герман Полтаев

Во вторник депутаты в первом чтении приняли закон об областном бюджете на 2020 год. Его параметры, как теперь принято, превысили прошлогодние: мы опять оказались в той временной петле, когда цифры и числа, указанные в документах, должны превышать цифры и числа, имевшиеся год, и два, и три назад.

Нечто похожее наблюдалось в последние годы эпохи «развитого социализма», но теперь про это уже почти никто не помнит.

ЕСТЬ УСТАНОВКА

Проект бюджета представила депутатам глава финансового департамента Надежда Сафонова. Доходы в целом прогнозируются в сумме 123,6 млрд руб. (из них собственные доходы области – 87,3 млрд, а 36,3 млрд дает Федерация в виде «безвозмездных» поступлений). Расходы – 124,2 млрд руб. Дефицит в сумме 574 млн Надежда Сафонова, как и год назад, назвала «техническим», поскольку источники его погашения известны.

По словам Сафоновой, 65% расходов пойдут на социальные нужды, в первую очередь на зарплату бюджетников с учетом ее увеличения. Остальную часть можно назвать бюджетом развития.

Характерно, что фракция КПРФ устами ее лидера Андрея Рогатнева заявила, что будет голосовать против бюджета, поскольку, по мнению коммунистов, на развитие тратится непозволительно мало. Само по себе это показательно, поскольку коммунисты, как правило, стоят за увеличение именно социальных расходов, но системную оппозицию тоже можно понять: у нее, как и у ее оппонентов, задача поставлена «сверху», и надо выполнять задачу. При этом требуется также соблюдать политес, и Андрей Рогатнев подчеркнул, что коммунисты голосуют против бюджета, поскольку федеральная политика вынуждает регионы иметь скромную казну, а, по его расчетам, бюджет такой области, как Воронежская, должен составлять не менее 250 млрд руб.

Сумма, конечно, хорошая, но кто ж ее даст? Да и кто ж ее заработает?

ИМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Вот замечания коллеги Рогатнева по фракции, экс-кандидата в губернаторы Николая Воронина кажутся куда более существенными. Воронин обратил внимание на снижение ассигнований на программу «Чистая вода», на то, что уменьшены расходы на Павловскую особую экономическую зону. Но самое интересное его замечание касалось бюджетной поддержки промышленного сектора.

В докладе Надежды Сафоновой имелась такая информация: в 2020 году запланированы расходы на поддержку сельхозтоваропроизводителей в сумме 2,48 млрд областных рублей, а с федеральными деньгами и вовсе 7,66 млрд. При этом на поддержку промышленного сектора, как углядел Николай Воронин в документах, предполагается выделить всего-то 600 млн бюджетных рублей, если не считать расходов на инфраструктуру особой экономической зоны «Центр» (1,7 млрд), но ведь это совсем другая история.

Ответил Воронину глава департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков. Суть его выступления сводилась к следующему: есть федеральное пожелание – уйти от прямого субсидирования промышленности. Причина, сказал Десятириков, в том, что бюджетные ассигнования приводят к снижению конкурентоспособности продукции предприятий, поскольку так или иначе казенные деньги включаются в себестоимость этой продукции. Поэтому, по его словам, государственную поддержку промышленного сектора было решено осуществлять с помощью «дешевых» кредитов – со ставкой в размере 1-5% годовых.

Тут резонно было бы спросить, а не приводят ли колоссальные бюджетные субсидии в аграрный сектор к снижению конкурентоспособности продуктов питания, поставляемых нашим доблестным АПК, но некому было задать такой вопрос на заседании областной Думы. У нас с некоторых пор не принято задаваться вопросом: а не слишком ли много казна дает денег аграрным холдингам? Еще при советской власти было сказано: «Хлеб – имя политическое», и опровергнуть этот занятный тезис у современной России не получилось. Если подумать, может быть, шанс отечественной промышленности в том и заключается, чтобы работать максимально самостоятельно.

А в целом – да, бюджет сбалансированный, Надежде Сафоновой приятно докладывать такие суммы, мимоходом сообщая, что Дорожный фонд за пять лет вырос с 1,5 млрд до почти 13 млрд, или что в следующем году на кап­ремонт соцобъектов будет выделено 2,7 млрд руб., и вообще – Минфин воронежский проект бюджета одобрил, а долговая нагрузка снизилась.

И депутаты за этот бюджет проголосовали. Труда это не составило, тем более что, как им пообещала Надежда Сафонова, уже в январе-феврале в бюджет будут внесены уточнения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В городской Думе про­шли публичные слушания по проекту бюджета на 2020 год. В обсуждении приняли участие воронежцы, ранее предварительно записавшиеся на мероприятие.

С докладом выступила и.о. руководителя управления финансово-бюджетной политики Елена Муромцева.

Бюджет городского округа на 2020 год спрогнозирован в следующих параметрах: доходы – 20 млрд 257 млн руб.; расходы – 20 млрд 862 млн руб. Запланирован дефицит – 605 млн руб. (6,4 процента от собственных доходов).

Как отметила Елена Муромцева, собственные доходы бюджета Воронежа практически остаются на одном и том же уровне и в 2020 году составят 9,5 млрд руб. При этом собственные расходы бюджета из года в год стремительно растут как за счет инфляционных процессов, роста численности и фондов оплаты труда в муниципальных учреждениях, так и за счет ввода новых учреждений социальной сферы, вновь благоустроенных парков и скверов, ежегодного роста расходов на софинансирование текущего содержания и капитального ремонта автомобильных дорог, а также увеличения объема софинансирования капитального строительства объектов муниципальной собственности, в том числе на реализацию национальных проектов.