Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Материк Пескова
С Василием Песковым мне лично довелось общаться дважды. В первый раз – по телефону: я от имени оргкомитета приглашал его на 90-летний юбилей газеты. Увы, Василий Михайлович приехать на юбилей не смог, хотя очень хотел.
– В экспедицию отправляюсь, не могу подвести людей, которые на меня рассчитывают, – уточнил он.
– Ну, с нас сувенир.
– Не надо, – твердо сказал Песков. – У меня сувениров в доме – шагу некуда ступить. Приеду сам. Но позже.
В тот момент, когда нормальные ветераны газеты получали грамоты и поднимали тосты, этот неугомонный человек, прислав нам поздравительную телеграмму, уехал в очередную командировку на очередной край Земли. И тогда ему было под 80.
Думаю, истоки такой почти невероятной жизнеспособности – в воронежском периоде его жизни. В «Комсомолке» Песков проработал 55 лет, в «Молодом коммунаре» – всего три. Но эти три года сделали из него, недавнего ученика фотографа, журналиста уровня «Комсомолки». А потом он стал поднимать «Комсомольскую правду» до своего уровня. Когда в 1982 году там начал печататься «Таежный тупик» про семью отшельников-староверов Лыковых, тираж газеты подскочил до двадцати миллионов экземпляров. В редакцию за свежим номером каждое утро семья генсека Брежнева присылала персональную машину.
Песков не просто объездил весь мир. Он открыл его для миллионов своих соотечественников и продолжает открывать сейчас. Летом 2016-го безымянному острову, входящему в состав Большой Курильской гряды, присвоено наименование «остров Пескова». Холодный, одинокий, но красивый участок суши, со всех сторон окруженный прозрачной водой. Край Земли.
И, к слову, он сдержал свое обещание – приехал в редакцию. Правда, по русской традиции, ровно через три года, в канун 93-летия газеты. Но та же кепка, та же живость в движении и общении. И через минуту, сдвинув в сторону привычный газетный хлам, набрасывал маркером макет полосы с будущей публикацией о себе.
И, пока шло интервью, мы сходили в архив и принесли подшивку газеты за 1953 год. В номере за 19 апреля на третьей полосе стояла заметка в полтораста строк с заголовком «Апрель в лесу», набранным огромным мрачным шрифтом. По тексту – маленькие рисунки: зайчата, бобры, олени.
Он не заплакал от умиления, не начал жадно перечитывать. «Да, это моя первая публикация», – коротко подтвердил он, бросив беглый взгляд на газету, и заговорил… о своих планах.
Нам даже показалось, он несколько застеснялся увиденного. И можно догадаться, почему. Песков на девятом десятке писал лучше, даже задорнее, чем 23-летний. Первое, по его словам, «пестрое сочинение о пчелах, лягушках, подснежниках, о первых птицах, о бобрах и оленях» было бесконечно слабее дальнейших «Окон в природу» и других «Шагов по росе».
Но дело ведь не только в профессиональном мастерстве. Все относительно. Если изучить номер, то «Апрель» был интереснее всех прочих материалов газеты. Более того, это было первое «окно в природу» во всей послевоенной региональной журналистике. А иллюстрации к тексту будущего писателя делал… будущий писатель Владимир Кораблинов.
Профессионалы старой закалки, кажется, находились еще в оцепенении: совсем недавно большей частью их работы была политическая трескотня. После смерти Сталина газета еще с месяц публиковала панегирики уже ушедшему вождю, а потом исчезли определения «великий» и «гениальный», потом и сама фамилия «Сталин». Нового культа личности еще не сформировалось, возникла тематическая пустота.
И пришел парень, не скованный пропагандистским опытом, и начал заполнять эту пустоту. Вместе с «Апрелем» началась оттепель для читателей газеты. Объектом внимания журналистов становилась простая жизнь воронежцев и окружающей их природы.
– Мое пребывание в «Коммунаре» не надо идеализировать, – сказал Песков, надевая кепку. – Я делал много ошибок, может, бывал не прав в отношениях с ребятами. Но всегда буду помнить те полунищие годы как лучшие годы жизни!
В ТЕМУ
Год Пескова в Воронежском заповеднике
14 марта в ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» состоятся седьмые Песковские чтения «Река жизни».
В рамках программы предполагается также знакомство с выставками и экспозициями Воронежского заповедника, Усманского краеведческого музея, воронежского фотоклуба «Экспресс», Тресвятской СОШ и тремя экспозициями из
Орлово – от школы, библиотеки и Дома культуры. Особенность нынешних чтений – интерактивная выставка «Бессмертный полк Василия Пескова».
Выступят почетные гости из Москвы, друзья Василия Пескова, коллеги, почитатели таланта, видные ученые и общественники.
Но на этом мероприятия Года Пескова в Воронежском заповеднике не завершатся.
20-21 марта здесь состоится конференция «Журналистика и география», организованная профильными факультетами ВГУ.
25 марта пройдет конференция «Путешествие с молодым месяцем» для учащихся и педагогов.
21 апреля состоится творческий конкурс для абитуриентов «Проходной балл» имени Василия Пескова – это будет шанс для абитуриентов факультета журналистики университета.
Выставки фотографий развернутся на площадках ТРЦ «Максимир», в Усманском краеведческом музее и в музее самого Воронежского заповедника.
Всего программа Года Пескова насчитывает полтора десятка мероприятий, и завершатся они 10 декабря 2020 года.
ПОД ТЕКСТ
Свидетельства любви
Василий Михайлович Песков оставил бесценные материалы о жизни Воронежа 50-х годов, когда трудился в «Молодом коммунаре» – сначала заведующим военно-физкультурным отделом, потом фотокором, потом снова завотделом.
Как говорила о нем его тогдашняя коллега Елена Бердник, «ездит на легкой паре»… То есть делает в газете, что хочет, но зато все отделы редакции заваливает фотографиями…
Его фотодокументы, фотоэтюды, заметки, статьи погружают нас в жизнь только поднявшегося из послевоенных руин города…
Вот на фото Пескова мальчишки забрались на лестницу и крепят на деревья скворечники…
Судомоделист пускает корабль по реке Воронеж. Старожилы помнят морской клуб около Чернавского моста, где занимались школьники.
А здесь отец-аккордеонист с сынишкой с гармошкой… Это даже не урок, а, скорее, духовное общение поколений.
На улице Краснознаменной открылся новый стадион. По городу во все концы побежали трамвайчики. За шахматной доской – представительницы прекрасного пола. Регулировщица. Заводчане. Строители. Дети в новом Дворце пионеров…
Василий Михайлович не забывал Воронеж, и когда переехал в Москву: сюда часто наведывался, здесь рождались замыслы новых работ, снимались сюжеты для передачи «В мире животных»… Он до последнего дня жил родным краем, и здесь же, под Воронежем, по завещанию развеян его прах…