Газета,
которая объединяет

Письмо в прошлое

В Воронеже снимают кинофантастику о войне
Рубрика: Культура№42 (2407) от
Автор: Ирина Лазарева

Команда «Камера! Мотор!» – и так несколько десятков дублей: воронежская киностудия «Стоп! Снято» снимает короткометражную картину «Письмо на фронт», приуроченную к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Журналисты «Берега» провели с артистами один съемочный день и узнали подробности о готовящейся премьере.

ОБЩЕНИЕ С ПРОШЛЫМ

Воронеж превратился в одну большую съемочную площадку – с 6 июня в его локациях можно встретить бойцов Красной Армии, реконструкторов, и… любимых артистов. Актер Дмитрий Власкин, известный по сериалам «Физрук», «Молодежка. Лед и пламя», «Закон каменных джунглей», впервые примерил солдатскую форму; в образе прадеда он сосредоточен и крайне серьезен, ведь его персонаж, несмотря на молодость, уже успел понюхать пороху. Обновленная площадь Победы стала местом встречи главных героев – прадеда и правнука, которые теперь ровесники.

По сюжету это два параллельных мира, прошлого и будущего, которые в какой-то момент пересекаются. Студент живет беззаботно и расслабленно, но его взгляды на жизнь меняются, когда ему в университете поручают задание – написать на фронт письмо своему прадеду. Молодой человек неожиданно получает ответ из прошлого. Сюжет построен в соответствии с содержанием переписки.

– Перед написанием сценария я посвятил много времени изучению оригинальных писем фронтовиков, сейчас их свободно можно найти в интернете. Я скачал книгу, прочел страниц сто, у меня было достаточно материала, чтобы сделать компиляцию. Конечно, всем известна тема войны, даты, ее ключевые события, но письма людей, которые воевали, их личные истории – вот где глубина, – рассказывает режиссер Андрей Козлов. – И ведь нередко письма с фронта – это все, что оставалось у жен от мужей, у матерей от детей. А теперь, когда непосредственных участников событий, к сожалению, становится все меньше, эти письма, уже кем-то систематизированные, книги становятся для нас основным кладезем знаний. Да и как еще мы можем пообщаться с нашим прошлым?

В этот съемочный день не стреляет оружие, не взрываются танки, а солдаты не сидят в окопах. Мы видим только матрицу из людей, дубль за дублем выполняющих одно и то же движение – поток по заданной траектории, имитирующий суету современной городской жизни. Что хотел сказать этим режиссер, может ответить только завершенный фильм, но, вне сомнений, это будет та или иная метафора жизни и свободы, за которую стояли наши деды и прадеды.

«Я БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ»

– Это мой первый военный проект, где я наконец-то сыграл солдата. У меня всегда было желание надеть военную форму, пострелять из ППШ, посидеть в окопе, но уже после первого дуб­ля я понял, что больше не хочу. Мне хватило. Я и в огне погорел, и грязи поел. Так что это огромный труд. Когда я сел в окоп, то понял, что ничего не знаю, – признается Дмитрий Власкин. – Как двигаться? Что играть? Мне трудно представить, как артисты отыгрывают подобные истории в полном метре, но куда острее осознание того, как тяжела фронтовая работа.

Воссоздавать реальность боевых действий съемочной команде помогали реконструкторы, для одной из сцен специально доставили танк. Но, как уверен оператор Сергей Черных, максимально приблизиться к пониманию того, как оно было на самом деле, сыграть и снять достоверно, помогли и некие символические знаки.

– После одной из сцен Димка смотрит на нас и так спокойно говорит: «Рука болит». А оказалось вот что. У нас в этой сцене на переднем плане горела палка, а рядом лежал автомат ППШ. И когда звучит команда «Камера! Мотор!», Димка выбегает из окопа, хватает оружие за нагретое дуло и в течение всей сцены движется с ним в руках, а кадр длинный – секунд 25! И тут же каким-то стечением обстоятельств от этой же палки ветром приносит мне крошечный обломок за шиворот, и в течение всей сцены тлеющая щепка движется у меня по спине, – поясняет Черных.

КОГДА ИДЕЯ – ГЛАВНОЕ

Короткометражку «Письмо на фронт» создают в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Института развития интернета. Идея фильма возникла в январе, ребята подались на конкурс и выиграли грант в размере 3 млн руб. В роли прадеда, который воюет на Курской дуге, изначально видели Власкина.

– Про войну было многое снято и сказано, и сделать это еще раз и по-новому – очень непростая задача, – говорит Дмитрий Власкин, отвечая на вопрос, почему принял предложение воронежской киностудии. – Идея режиссера мне показалась интересной. К тому же я уже был знаком с работой киностудии «Стоп! Снято», даже посмотрел фильм «Потерянные в воспоминаниях». Мне кажется, когда люди работают за идею, а не за деньги, когда у них есть желание рассказать больше, чем мы знаем, это дорогого стоит.

«Потерянные в воспоминаниях» сняли исключительными усилиями творческого сообщества города с минимальной финансовой поддержкой, но проект оказался-таки на большом экране. Что тогда, что сейчас съемочная команда задействовала в производстве фильма узнаваемые локации города – это стало уже своего рода визитной карточкой студии «Стоп! Снято». Но в этот раз привязывались не к достопримечательностям, а к памяти.

– Мы не стремимся специально показать места, где шли боевые действия, но тема памяти, конечно, вплетена в фильм красной нитью. Идея в том, что память должна жить. Так что локации об этом все время напоминают, даже если это памятник архитектуры или какому-либо деятелю, – говорит продюсер Артем Герцен.

Съемки уже близятся к завершению, 20 июля «Письмо на фронт» можно будет посмотреть в Сети. По словам Артема Герцена, короткометражка будет выложена в открытый доступ. Съемочная команда рассчитывает на большое количество просмотров – в стране объявлен Год памяти и славы, но из-за пандемии коронавируса многие мероприятия, приуроченные к дате, отменили.

СПРАВКА

Киностудия «Стоп! Снято» создает фильмы в Воронеже с 2013 года. Реализованные проекты: полнометражный фильм «Потерянные в воспоминаниях» вышел в прокат в 2019 году, детский киноальманах «Город с улицей Лизюкова» при поддержке Росмолодежи и Роскульт­центра, «Маленькая ведьма» по мотивам сказки О.Пройслера и более пятидесяти короткометражных работ.

КСТАТИ

В фильме «Письмо на фронт» постараются затронуть проблемы и переживания, понятные молодежной аудитории – от 16 до 30 лет. Исполнителем главной роли является студент Воронежского государственного института искусств Георгий Шабанов. При этом, по словам Артема Герцена, они снимают кино вне возраста, посмотреть его будет интересно как молодежи, так и зрелому поколению. Возрастное ограничение короткометражки – 6+.