Гений места и времени
Завтра в нашей стране будут отмечать очередную годовщину со дня смерти Владимира Высоцкого. В программе всех основных каналов обозначены передачи и концерты, посвященные Высоцкому. На наших основных каналах скорбь и мысль отпускаются сугубо дозированно, здесь любую дату автоматически превращают в праздник. Так что и 40-летие со дня смерти Владимира Высоцкого непременно выльется в отмечание, празднование, в возможность показать себя публике.
Сейчас ему как будто воздают почести, которых он не дождался при жизни. Но на этот счет в замечательных дневниках Корнея Чуковского есть такая реплика: «Как я ни напрягаю мозги, никак не могу понять, что такое посмертная слава, и на что она нужна, и какое мертвецу от нее удовольствие».
При жизни Высоцкого на телевидении не было показано ни единого его концерта, что не помешало ему стать самым популярным автором и исполнителем песен в большой стране СССР.
Сейчас, такое впечатление, то же телевидение пытается искупить вину, отдать то, что не было отдано тогда, но все это, на мой вкус, получается не про Высоцкого, а про самих себя.
И в том-то и штука, что про самих себя – невыносимо скучно.
Секрет невероятной популярности Высоцкого в том, наверное, что он сам, в одиночку, сочинил песни, в которых каждый советский человек мог найти отражение своих мыслей и переживаний. Буквально – каждый. Высоцкий ставил правильные вопросы в обществе, жаждущем ответов.
Современное же общество, как мне кажется, не нуждается в вопросах, поскольку все ответы знает наперед. Это свойство заурядных натур, но естественное, почти биологическое, преимущество заурядности в том, что она никогда не тяготится своей ординарностью. Потому, в сущности, мы и коротаем наш век в отсутствие гениев.
Живем в точном соответствии с гениальной формулой Высоцкого: «Чистая правда со временем восторжествует, если проделает то же, что грязная ложь». Иными словами – никогда.