Газета,
которая объединяет

Встречают с одежкой

В Воронеже работает Музей национального костюма
Рубрика: Социум№1 (2462) от
Автор: Марина Викторова

В России – оливье и селедка под шубой, в Финляндии – кисель из слив, в Англии – картофель с каштанами: у каждой страны свои блюда, без которых не обходится почти ни одно застолье. Помимо кухни, на каждый случай жизни – свои обычаи и наряды.

Например, в Узбекистане невеста за свадьбу может переодеваться до десяти раз, демонстрируя разнообразие своего гардероба. Узнать, кто, что и где носит и даже примерить одежду можно в Музее национального костюма разных народностей, действующем в Воронежском государственном университете инженерных технологий.

В экспозиции музея представлено с сотню костюмов примерно 20 национальностей: русской, дагестанской, грузинской, осетинской, азербайджанской, сирийской, сербской, молдавской, корейской, таджикской, украинской и других. Это одежда повсе­дневная и праздничная, а также головные уборы – папахи, вьетнамские шляпы, русские шали и платки. С помощью собранных композиций преподаватели вуза рассказывают студентам об особенностях уклада жизни разных народов; одежда, как ничто другое, передает национальный колорит.

– Особой популярностью пользуются наши костюмы и головные уборы, потому что на нашей кафедре обучается много иностранных студентов, интересующихся историей национального костюма страны, в которую приехали. Основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная, с широкими рукавами рубаха, – рассказывает автор идеи музея, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Воронежского университета инженерных технологий Наталья Зацепилина. – А вот сарафан, в переводе – «одетый с головы до ног». Его носили, как правило, до замужества, хотя в некоторых селах могли надевать и после. Сарафанов существует несколько видов. А вот понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском-гашником. Ее носили только замужние женщины.

Помогают пополнять коллекцию музея в основном представители диаспор (хотя создатели музея хотели бы более активного участия) и студенты, проходящие здесь обу­чение. К примеру, обширно представлены наряды Узбекистана, причем среди них есть свадебный – очень богатый и дорогой, одна из «жемчужинок» воронежского музея. Национальный узбекский свадебный костюм шьют из материала хан-атлас. Поверх платья надевается национальная расшитая народным орнаментом жилетка, а затем – шелковый халат или расшитый золотом камзол из бархата.

– Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную деталь – папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины означало нанести ему оскорбление. А вот преподнести ему в подарок папаху было символом уважения и дружбы. Из обуви здесь предпочитали мягкие сапоги из сафьяна под названием ичиги, – рассказывает Наталья Зацепилина. – В Узбекистане женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой, все – вне зависимости от возраста – обязаны покрывать свои волосы.

Также в музее собрали коллекцию элементов быта разных народов – посуду, сувениры, изделия традиционных ремесел. Часто экскурсоводам доводится рассказывать об особенностях чаепития разных народов, а иногда студенты разных стран собираются за одним столом и изучают этот вопрос на практике. На площадке музея проводятся мастер-классы и лекции, и главное – экспозиция работает не только для своих. Любой желающий по предварительной договоренности может посетить вуз.

Из минусов – ходить придется по разным кабинетам, от чего теряется целостность восприятия. Единого музейного пространства под нацио­нальные костюмы и элементы быта не предусмотрено, а потому пока на кафедре стараются организовать тематические экспозиции в разных аудиториях.

– У нас есть идея сделать большой музей, объединив несколько наших экспозиций. Во ВГУИТ есть не только музей костюма, но и музей истории вуза, большая коллекция оборудования для пищевой промышленности. Сейчас собираем идеи, решаем, как лучше это все организовать на одной площадке, – прокомментировал «Берегу» ректор ВГУИТ Василий Попов.