Газета,
которая объединяет

И продолжается служба

Герой России Александр Отраковский навечно приписан к Воронежу и флоту
Рубрика: Социум№12 (2473) от

Среди имен военно­служащих, погибших в различных локальных войнах новейшей истории, выбитых на мраморных пилонах возле памятника воинам-интернационалистам в Воронеже, есть фамилия Героя России, генерал- майора Александра Отраковского.

Составители списка изначально не включили в него генерала. И это можно понять – он же не воронежец. Но в последний момент вмешался ветеран морской пехоты Тихоокеанского флота полковник запаса Александр Можаев. Он сумел убедить председателя правления Воронежской регио­нальной общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» полковника в отставке Владимира Михайленко и тогдашнего начальника управления культуры Воронежа Ивана Чухнова включить имя в список, чтобы память о боевом генерале, которого в войсках называли «Дедом», сохранилась в нашей памяти. Для вдовы Александра Отраковского – Ольги Алексеевны, которая проживает в областном центре, тоже немаловажно, чтобы о героических делах мужа знали и помнили. Кстати, в Воронеж Ольга Отраковская вместе с дочкой от первого брака переехала в 2005 году. По ее словам, тяжело было уезжать из Североморска, города, где ты когда-то был счастлив. Как считает Ольга, судьба благосклонно отнеслась к ней, неожиданно подарив встречу с человеком, после которой стало ясно, что она не случайна и в ее жизни начинается что-то новое, яркое, радостное. Так и вышло.

– Это мой боевой брат, – эмоционально отозвался Можаев в разговоре со мной об Отраковском. – В связи с резким осложнением ситуации в Грозном после неудачного новогоднего штурма, 11 января 1995 года вместе со 165-м полком морской пехоты я был направлен в Чечню заместителем начальника оперативной группы Тихоокеанского флота. И сразу марш из Моздока в Андреевскую долину, на окраину Грозного. Сюда уже были переброшены морпехи с Балтики и Севера. Генерал-майор Александр Отраковской на тот момент командовал оперативной группой береговых войск Северного флота. Нам приходилось тесно взаимодействовать с североморцами, вместе выбивать боевиков из здания Совмина.

Под началом генерала в тех страшных, кровавых боях мужественно воевал наш земляк Александр Чернов. Он с первой группой в составе троих морпехов-разведчиков ворвался в здание дудаевского дворца, а затем прикрывал огнем прорыв к резиденции остальных частей батальона.

Героизм морских пехотинцев в тех кровавых боях был массовым, что в сочетании с высоким уровнем боевой подготовки сделало их самыми опасными противниками для дудаевских бандформирований. Не случайно Дудаев приказал морскую пехоту и десантников в плен не брать...

В июле 1996 года полковнику Александру Чернову присвоят звание Героя Российской Федерации. Как сказано в указе президента РФ, «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания». А вот генерал-майор Александр Отраковский звание Героя России получит посмертно. В ночь на 6 марта 2000 года возле чеченского селения Ведено на 54-м году жизни на своем командном пункте начальник береговых войск Северного флота, командующий группировкой морской пехоты в составе федеральных сил в Чечне, умрет от сердечного приступа.

В конце декабря 1999 года в бою за высоту 1561 (гора Гизчены) в Веденском ущелье погибли 12 морпехов. Самые большие потери за четыре месяца войны в Дагестане и Чечне. Однако многие уверены, что последней каплей, подорвавшей изношенное сердце генерала, стало событие, произошедшее в ночь на 1 марта 2000 года. Александру Отраковскому так и не разрешили прийти на помощь шестой роте псковской 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Александр Иванович не смирился с гибелью 84 десантников, мучительно упрекал себя в том, что не осмелился нарушить приказ и не выдвинулся с батальоном для их спасения.

…9 мая 2001 года большому десантному кораблю Северного флота присвоено имя «Александр Отраковский». По традиции военным кораблям дают имена прославленных флотоводцев или военных моряков. Имя морского пехотинца присвоено кораблю впервые. Присутствующая на этом мероприятии Ольга Отраковская сказала тогда: «Александр Иванович вновь вышел на службу».