Газета,
которая объединяет

Знакомым маршрутом

Воронежские перевозчики заговорили о бюджетных субсидиях для поддержки бизнеса
Рубрика: Социум№16 (2477) от
Автор: Герман Полтаев

Владельцы компаний, занятых на воронежском рынке пассажирских перевозок, считают бюджетное субсидирование их бизнеса едва ли не единственным средством, с помощью которого можно добиться качественных изменений в этом секторе городского хозяйства. По крайней мере, такое впечатление складывается из опубликованного на днях отчета пресс-службы областной Торгово-промышленной палаты о заседании транспортного комитета ТПП.

ТАРИФ НЕРЕАЛЬНЫЙ

Поводом для собрания стал предстоящий конкурс, по результатам которого распределят городские маршруты. На заседании было сказано, что на конкурс будет выставлено 36 лотов, поскольку антимонопольная служба требует, чтобы в одном лоте было не более трех маршрутов. Глава ООО «АТП-1» Владимир Георгиевский выразил общее опасение: этот конкурс будет больше похож на аукцион, в котором перевозчики станут соревноваться в суммах контрактов. А если в таких торгах примут участие крупные иногородние компании, они смогут легко «перебить» воронежские предложения. По его словам, у региональных предпринимателей, если они в жесткой борьбе выиграют лоты, не останется средств на улучшение условий труда, оснащение автобусов тахографами, установку видеокамер и так далее, поскольку для победы местным перевозчикам придется кредитоваться.

Глава профильного комитета ТПП Иван Корнюшкин (также представляющий ЗАО «Воронежтранссервис») задался вопросом общего характера: почему в бюджете города не закладываются расходы на пассажирские перевозки, которые требуют не только дотирования, но и субсидирования? По его словам, в воронежских компаниях наблюдается явная нехватка водителей («до 20% и более»), поэтому они вынуждены работать по 12 часов в день.

– Выход из сложившейся ситуации видится в увеличении зарплаты водителей за счет правильного подхода к финансированию, грамотной работы с тарифами, – цитирует пресс-служба ТПП Ивана Корнюшкина. – Сейчас средняя зарплата водителя составляет порядка 20 тыс. руб., что непозволительно мало для такого уровня работы.

– В тариф заложена зарплата водителей, – акцентировал внимание коллег Олег Свиридов из АО «ВПАТП №3». – Но каков он, этот тариф? Он должен быть реальным.

Стало быть, действующий тариф (23 рубля налом, 21 рубль – по карте) перевозчикам кажется нереальным.

ДОТАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ

В том же духе говорил и Владимир Георгиевский:

– Пока государство не начнет понимать, что транспорт – это отрасль, которой нужно практически 100-процентное покрытие расходов, существующее положение дел сохранится.

Посетовав на то, что «власти хотят, чтобы автобусы курсировали по улицам с 5 часов утра до 12 часов вечера», Георгиевский заявил:

– Но при таких требованиях у нас должно быть не менее двух с половиной водителей на автобус. А деньги на зарплаты мы сейчас можем взять только из тарифа: ни субсидий, ни субвенций у нас сегодня нет.

Он дал понять, что у перевозчиков есть «нормативы по расчету тарифа», но требуется политическая воля, чтобы этот вопрос решить.

В общем, конечно, со своей точки зрения предприниматель рассуждает верно: тарифы утверждает соответствующий департамент правительства области, и вряд ли можно всерьез рассчитывать, что до сентябрьских выборов в Госдуму власти прибегнут к такой откровенно непопулярной мере. Тут политическая воля будет проявлена в полную силу.

Понимают это, конечно, и члены комитета. Поэтому на заседании и прозвучал тезис, что решить проблемы исключительно за счет тарифа невозможно: его же нельзя увеличивать бесконечно. Поэтому предприниматели и подчеркивали другую мысль: их бизнес, пассажирские перевозки, это глубоко социальная, дотационная отрасль.

ДРУГИЕ ПРИДУТ

В этом контексте, насколько можно понять, они рассчитывают на внедрение схемы брутто-контрактов. Напомним, о возможном внедрении брутто-модели, при которой плата за проезд пассажиров перечисляется муниципалитету, а перевозчики получают оплату выполненной транспортной работы из бюджета, в октябре прошлого года заявил мэр Воронежа Вадим Кстенин на расширенном заседании рабочей группы по пассажирским перевозкам.

– Объем субсидирования пассажирских перевозок при такой модели в зависимости от тарифа может составлять до 1,5 млрд руб. в год, – сказал тогда градоначальник. – Несмотря на масштаб вложений, убежден, что рано или поздно Воронеж все равно перейдет на брутто-контракты. Тогда перевозчикам будет не важно количество пассажиров на маршруте. И при переходе на брутто-контракты речь пойдет о совершенно другом качестве и темпах обновления. Если воронежские перевозчики не смогут этого сделать, то на их место придут те, кто необходимую технику уже имеет.

Очевидно, что брутто-модель будет внедряться в Воронеже не сей момент, хотя бы потому, что в бюджете такие расходы не предусмотрены. Также очевидно, что воронежским перевозчикам хочется получить бюджетное субсидирование своего бизнеса как можно скорее. Желательно – вместе с гарантиями, что к участию в торгах не будут допущены крупные иногородние игроки.

Но никто им таких гарантий дать не может, по крайней мере публично. Как и денег. Так что придется перевозчикам пока выкручиваться самим. Да зарплату водителям не мешало бы поднять, если они действительно возят горожан за 20 тыс. руб. в месяц.

Впрочем, вице-президент Торгово-промышленной палаты Николай Щипелев заверил участников заседания, что ТПП Воронежской области готова поддержать обращение транспортников к властям.

В самом деле, ситуация в отрасли требует реакции. По данным Воронежстата, пассажирооборот в автомобильном транспорте региона по итогам прошлого года упал более чем на 25% по сравнению с доковидным 2019 годом. Соответственно упали и доходы перевозчиков. Поэтому они и боятся, что их привычные маршруты перекупит кто-нибудь другой, богатый и иногородний.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Для улучшения транспортного обслуживания воронежцев, в соответствии с поступавшими обращениями и по решению комиссии по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок будут внесены корректировки в путь следования автобусных маршрутов № 23К, 33К, 59А, 69Т, 104 и установлен новый маршрут №86 (подробнее – на сайте мэрии).

В ТЕМУ

С 1 апреля в Воронеже будет отменено 16 муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок, сообщили в учреждении «Единый оператор городских пассажирских перевозок».

Вот список этих маршрутов: № 6М; 11, 15А, 20М, 22, 25А, 49А, 52АВ, 62, 68; 68А, 77К, 79, 91, 93, 121.

В администрации города прокомментировали эту новость напоминанием о том, что по поручению мэра Воронежа Вадима Кстенина в рамках подготовки к транспортной реформе была сформирована рабочая группа.

– В ходе заседания рабочей группы обсуждались параметры будущих маршрутов, требования к подвижному составу и так далее, – пояснили в мэрии. – Новая маршрутная сеть, начало поэтапного внедрения которой запланировано на второй квартал, предполагает сохранение, корректировку или ликвидацию части маршрутов, открытие новых по наиболее востребованным направлениям. Ликвидации подлежат плохо функционирующие маршруты и те, которые будут замещаться в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Освободившиеся направления будут обслуживаться дублирующими. Для жителей густонаселенных улиц и отдаленных микрорайонов проработан вопрос запуска новых маршрутов.