Газета,
которая объединяет

Не до того

Рубрика: Колумнистика№24 (2485) от
Автор: Ольга Бренер

С Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей, который отмечается 11 апреля, Воронеж связан кровными узами. По официальным бумагам, после войны через Воронеж прошли 67 тыс. интернированных узников Бухенвальда, Дахау, Равенсбрюка, Заксенхаузена. Многие из них потом осели в нашей области.

В семье старейшего педагога-логопеда Натальи Степановны Рыжковой 11 апреля всегда праздновался как второй день рождения ее отца Степана Приходько – участника восстания в Бухенвальде. Во время восстания Приходько отвечал за снятие охранников с вышек. Рассказывать родным о жизни в Бухенвальде он начал только в 60-е годы, а сразу после войны все больше молчал и каждый месяц ходил куда-то «отмечаться».

На оккупированной территории Воронежской области фашистских лагерей было не меньше, чем в Германии – около сорока. Большинство документально не оформлялось и уничтожалось сразу после смерти узников. На изнурительных работах без еды и воды воронежцы умирали быстро. В лагерь под Костенками охрана однажды сбросила дохлую лошадь, и люди ее разрывали руками – это из воспоминаний самих узников.

Современные немецкие историки, ознакомившись с этими свидетельствами, признались, что и не догадывались об уровне жестокости нацистов в воронежской прифронтовой зоне. А наши историки через эти воспоминания пытаются донести миру специфику войны именно здесь. В новом глобальном противостоянии эти мемуары могут выполнить роль шоковой терапии и спасти мир. Но большие политики их редко читают – им, как правило, не до этого.