Газета,
которая объединяет

Звезда по имени Феоктистов

В воронежской школе работает необычный музей космонавтики
Рубрика: Социум№25 (2486) от
Автор: Ирина Лазарева

Тематические классные часы и сообщения по школьному радио в школе №5 им. К.П. Феоктистова приурочили ко Дню космонавтики, который по всей стране отметили 12 апреля. В связи с эпидемиологической обстановкой обошлись без масштабных мероприятий и встреч с выдающимися выпускниками – как это бывало в предыдущие годы. Материалами для уроков послужила информация, собранная силами педагогов и детей в музее «Истоки».

СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

Черно-белые стенды с семейными портретами, предметы военного быта и космические чертежи соседствуют в школьном музее. Здесь работают несколько тематических экспозиций: «Связь времен» – это материалы о выпускниках и педагогах с момента основания учебного заведения; «Открой свою звезду», повествующая о жизненном пути летчика-космонавта, имя которого школа носит; «Защитники Отечества» – раздел, в котором собраны разнообразные по содержанию экспонаты времен Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм, уверены в школе, важно через формирование интереса к истории страны и своей семьи.

– Я пришла работать в школу в 1999 году, после того как ее реконструировали. И вместе с коллегами мне довелось быть у истоков открытия музея, который стал нашей гордостью, – рассказала заместитель директора по воспитательной работе СОШ №5 им. К.П. Феоктистова Светлана Самойлова. – Начиналось все с голых стен.

Биография Константина Феоктистова объединяет, пожалуй, все направления работы музея: он является выдающимся выпускником пятой школы, участвовал в Великой Отечественной войне. В возрасте 16 лет сбежал на фронт, был разведчиком оперативной группы НКВД. В августе 1942 года во время выполнения задания был схвачен немцами и расстрелян: пуля попала в подбородок и вышла из шеи навылет. Раненый Феоктистов притворился мертвым и обхитрил немецкий патруль, после чего оказался в госпитале. В 1943 году Константин Феоктистов окончил школу в эвакуации, в Коканде, и затем поступил учиться в МВТУ им.Баумана.

ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

В школьном музее часто проходят тематические экскурсии. Руководитель музея Елена Бахтина рассказывает учащимся о том, как Константин Петрович принял решение заняться ракетостроением. Это он подробно описывает в книге «О космолетах»: «Мне было лет девять, когда старший брат Борис притащил домой книжку Перельмана «Межпланетные полеты». Прочитал я эту книжку, и в результате на десятом году жизни было принято твердое решение: вырасту большим, зай­мусь созданием космических кораблей».

– Феоктистов принимал участие в разработке космического корабля, на котором полетел Гагарин, – отмечает Светлана Самойлова. – В нашем музее хранятся фотографии, на которых Константин Петрович запечатлен вместе с Юрием Гагариным. А наш юнармейский отряд для участия в областной акции «Имя героя на знамени нашем» сделал альбом о Феоктистове, с ним мы вошли в пятерку победителей, теперь он также является частью музея.

В экспозиции хранится книга Феоктистова «Траектория жизни» с личной подписью.

НА ФОТО С ГЕРОЕМ

Приезд Героя Советского Союза, конструктора корабля Гагарина стал для школы в 2001 году не просто событием, а исторической страницей, памятью, которую проносят теперь из класса в класс. Светлана Самойлова вспоминает, что встречала Феоктистова на вокзале. А после, когда должен был состояться его визит в школу, детей выстроили на линейку возле учреждения.

– Мы боялись, что дети разбегутся, потому что было очень холодно и пошел дождь. Но никто из ребят не ушел, все ждали героя, живую легенду. А наш ученик Кирилл Кабардин и вовсе попал на каждое фото, снятое тогда на линейке. Мы до сих пор вспоминаем и удивляемся, как ему это удалось! – рассказывает завуч.

О том, что известный летчик-космонавт сидел за партой в этих школьных стенах, педагоги начинают рассказывать уже первоклассникам. Фантазируют вместе с ними: а как там – в космосе, рядом со звездами?

– Это тоже элемент патриотического воспитания. Пусть помечтают и пофантазируют, мне кажется, что именно такими способами в том числе можно сформировать нужные качества. Сейчас, конечно, не каждый мечтает стать космонавтом, но в моем классе есть один такой ребенок, – говорит учитель начальных классов Марина Путилина. – И

сперва он говорил только о том, что у него есть мечта, но позже стал задавать вопросы: «А что нужно, чтобы полететь в космос?» И дети уже задумались. Они многое перечислили, но мне очень понравилось, что в итоге они нашли «общий знаменатель» – поняли, что прежде всего нужны знания.