Газета,
которая объединяет

Пора меняться

Почему на пике безработицы работодатели не снизили число кадровых запросов
Рубрика: Экономика№25 (2486) от
Автор: Артем Ушаков

Комитет по кадровой политике в сфере предпринимательской деятельности – самый молодой из комитетов Торгово-промышленной палаты Воронежской области. Большая часть его истории пришлась на период коронакризиса, с пугающими темпами роста безработицы, разорением предприятий и появлением понятия «отрасль, наиболее пострадавшая от последствий пандемии».

ПАРАДОКСЫ ПАНДЕМИИ

Удивительное дело: в первую волну коронавируса число безработных росло, но не уменьшалось и количество заявок в рекрутинговых агентствах. Спрос на некоторых специалистов даже вырос.

– Парадокс объясняется просто, – говорит руководитель комитета, глава рекрутинговой компании Вячеслав Боричевский. – Пандемия изменила расклад на рынке труда. Рабочих из стран ближнего зарубежья на нем практически не осталось. Появилась повышенная потребность в таксистах, доставщиках продуктов, складских работниках – в связи с развитием интернет-торговли.

Но главное – работа по техническому перевооружению предприятий продолжалась прежними темпами, ведь заказы на новое оборудование размещались за месяцы, если не за годы до коронакризиса – при этом учебные центры простаивали значительную часть времени. Дефицит квалифицированных рабочих кадров обострился.

– Какие отрасли пострадали больше всего?

– В комитете ТПП по кадрам собрались представители самых разных предприятий – от «ВЗПП-сборка» до ООО «Экохлеб» – и все они жалуются на нехватку высокопрофессиональных специалистов. Кризис усилил конкуренцию на рынках, чтобы побеждать в ней, надо выпускать более качественный продукт. А кому? У нас немало хороших операторов по работе на станках с ЧПУ, но приходит новое оборудование – и прекрасный специалист не может ему дать ума. Более того, есть позиции, по которым предложений в регионе вообще не существует! Машиностроительные предприятия в Воронеже вынуждены выписывать дорогостоящих зарубежных специалистов, которые некоторое время сами работают на станках – и одновременно учат местных специалистов. Никто не готовит, например, специалистов по SMM, а спрос на них огромный. И в то же время вузы порой даже опережают рынок – и готовят профессионалов, которые еще не скоро будут востребованы. В результате, например, выпускники специалитета «Экономическая безопасность» просто идут работать в бухгалтерию…

ПРОГНОЗАМ ВОПРЕКИ

– В своих отчетах департамент труда говорит об уверенном восстановлении малого бизнеса, снижении безработицы, росте числа самозанятых... Все это идет вразрез с большинством прогнозов, звучавших на протяжении «ковидного» года.

– Да нет, в целом ситуация действительно выравнивается. Простаивают только туристическая отрасль и выставочная деятельность. Появилась конкуренция предприятий за кадры – а это вернейший признак того, что рынок развивается. Господдержка сыграла свою роль. В считанные месяцы были освоены такие экономичные методы работы, как дистанционный тип работы (которую окрестили «удаленкой»), которая казалась делом очень отдаленного будущего. Но главное – это правильное «кадровое поведение» рядовых работников, которые стали больше ценить свое рабочее место, лучше работать, чтобы удержаться в коллективе. И не впадали в панику, если все же приходилось покидать предприятие. Для некоторых это стало шансом исполнить давнюю мечту о собственном деле. Например, появилась у нас мастерская по восстановлению старой мебели – в полном соответствии с трендом «разумного потребления» и эстетическими устремлениями инициаторов. Но откуда мы узнали об их существовании? Реставраторы попытались пригласить новых работников, обратились к нам – но таких специалистов в Воронеже просто не оказалось.

– И как рекрутинговые компании решают проблему нехватки персонала?

– Они все чаще обращаются к рынку труда других регионов. В Воронеже уровень зарплат немного повыше, чем в Курске, Орле, Тамбове; с другой стороны, в соседних регионах может быть острой потребность в работниках, которых переизбыток в Воронеже – тех же it-специалистов. В профильном комитете ТПП мы уже начали обсуждать, как такой спонтанный кадровый обмен поставить на регулярную основу.

– Малому бизнесу труднее решать кадровую проблему?

– Конечно. Он редко может предложить конкурентоспособные зарплаты и другие компенсации. Малому бизнесу тяжелее удержать ценный персонал: «большие» конкуренты могут предлагать лучше условия оплаты, лучший выбор интересной работы. Вместе с тем у малого бизнеса есть серьезное преимущество – очень быстрый карьерный и профессиональный рост. Молодому сотруднику не нужно проходить несколько этапов роста в должности, как в больших компаниях, достаточно показать результативность и развитие компетенций в течение определенного периода, и его уже могут назначить руководителем направления.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В 2020 году из-за пандемии коронавируса, по данным Воронежстата, в нашу область приток мигрантов из стран СНГ сократился на 25,8%.

Вопрос о нехватке рабочей силы в тех секторах аграрной отрасли, где применяется ручной труд, во время отчета руководителей агропромышленных департаментов регионального правительства был поднят депутатом Евгением Гапоненко, гендиректором компании «Острогожсксадпитомник». Гапоненко посетовал на то, что россияне неохотно идут на сезонную работу, требующую ручного труда, и спросил чиновников, будет ли в этом году открыт доступ в страну трудовым мигрантам.

Вице-премьер облправительства Виктор Логвинов сообщил, что за разъяснением ситуации от региона уже направлен запрос в федеральное правительство.

ПОД ТЕКСТ

По данным департамента труда и занятости населения области, ситуация на региональном рынке труда постепенно выравнивается. При стабильном уровне общей безработицы в 4,5% фиксируется снижение численности официально зарегистрированных безработных. Чтобы восстановить уровень занятости до показателей 2019 года, нужно трудоустроить порядка 20 тыс. жителей области. Также в регионе выросло количество самозанятых – с 4 тыс. до 28 тыс. человек, из них более 3 тыс. – из числа безработных граждан.

Для восстановления рынка занятости населения проводится целый комплекс мер. Одна из них – субсидирование найма. Финансовую помощь получат те работодатели, которые приняли на работу граждан, состоящих на 1 января этого года на учете в центрах занятости как безработные. Размер субсидии составляет 3 минимальных размера оплаты труда, увеличенных на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Еще одна мера по восстановлению рынка труда – социальный контракт, который предусматривает комплексное решение вопросов трудо­устройства для малообеспеченных граждан. Это организация стажировок, трудо­устройство соискателей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содействие в открытии собственного дела. Такую помощь в 2021 году получат около 2 тыс. человек.