Газета,
которая объединяет

От «фашизации» до фашизма

Российские историки продолжают дискуссии о войне с зарубежными коллегами.
Рубрика: Судьбы№42 (2503) от

Сегодня большой популярностью среди определенных групп российского общества пользуется книга американского Тимоти Снайдера «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным». Журнал «Гефтер» опубликовал отрывки из нее на русском языке.

По найденной мной информации в сети Интернет она была издана на Украине, но специально на русском языке. В аннотации к книге указывается: «С 1933-го по 1945 год в Восточной Европе было уничтожено 14 миллионов человек. Две тоталитарные системы совершали одинаковые преступления в одно и то же время, в одних и тех же местах, содействуя друг другу и подстрекая друг друга».

На страницах научно-просветительского журнала «Скепсис» был опубликован аргументированный ответ на все антинаучные пассажи этого автора. Думаю, к ним немногое можно добавить.

Книга Снайдера носит откровенно политизированный характер. Ключевым положением его работы выступает тезис об абсолютной идентичности нацистского и сталинского режима. Более того, осуществленная советским правительством коллективизация якобы способствовала активизации деятельности фашистов.

Следует отметить, что в зарубежной историографии, наряду с восторженными отзывами, нашлись исследователи, заявившие о псевдонаучном содержании книги Снайдера. Совершенно непонятным выглядит выбор исследователем хронологических рамок работы – 1933-1945 гг., ведь серьезные проблемы регион испытывал уже в ходе Первой мировой войны. Невозможно объяснить и причины выбора в качестве объекта исследования только Польши, Украины, Белоруссии и Прибалтийских государств. В то время как не менее кровавые последствия Второй мировой войны имели также Югославия и Греция.

Автор защищает и польских националистов типа Романа Дмовского, оказавших огромное влияние на всплеск расового антисемитизма в Польше в 1920-1930-е гг. А деятельность местных антифашистов подвергается критике. Согласно утверждению Снайдера партизаны, включая евреев, только провоцировали немецкие преступления.

В противовес рисуемой Снайдером картине можно кратко сказать следующее. Рассматриваемые им страны и территории Восточной Европы не были безучастными наблюдателями происходящих в межвоенной период процессов. К 1937 г. в подавляющем большинстве из них были установлены диктаторские режимы, которые испытали на себе влияние фашистской Италии, а затем и гитлеровской Германии. Они напрямую копировали многие основополагающие элементы итальянского и германского фашизма. Неслучайно многие историки говорят о «фашизации» Восточной Европы в этот период. Диктаторские режимы подобного рода были установлены в частности в рассматриваемых Снайдером Польше, Литве, Латвии и Эстонии. На территории входившей в состав Польши Западной Украины действовали откровенно правые националистические организации фашистского толка. И причины их возникновения никак нельзя объяснять исключительно «коммунистической угрозой».

Возникшие в Восточной Европе политические режимы (пожалуй, за исключением Чехословакии) вынашивали реваншистские и экспансионистские планы. Особенно это касается Польши, пошедшей на сотрудничество с нацистской Германией в ущерб традиционным французско-польским отношениям. Этот курс завершился «санацией» пакта о ненападении 1934 г. с национал-социалистическим режимом. В 1938 г. Польша приняла участие в разделе Чехословакии, отхватив у последней Тешинскую область, и упорно не разрешала проход советских войск через ее территорию. Малые страны сыграли весьма важную роль в происхождении Второй мировой войны.

Представляется, что отечественным профессиональным историкам следует обратить более пристальное внимание на изучение истории стран Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами, чтобы наши читатели могли иметь объективную историческую картину событий тех лет.