Газета,
которая объединяет

Героическая авантюра

Чего мы не знали о Варшавском восстании 1944 года
Рубрика: Судьбы№43 (2504) от

В прошлом году на сайте «Эхо Москвы» была опубликована стенограмма радиопередачи в рубрике «Цена Победы», посвященная Варшавскому восстанию 1944 года. Это интервью с заместителем директора музея Варшавского восстания Павлом Укельским (https://echo.msk.ru/programs/victory/2488127-echo/). О нем есть смысл вспомнить в связи с Днем партизана и подпольщика, который отмечается 29 июня.

ВОЙНА РАДИ НОВОЙ ВОЙНЫ?

Как можно судить по содержанию интервью, основная его цель состояла в донесении до российской аудитории официальной польской точки зрения о причинах и результатах Варшавского восстания.

Одно из ключевых положений выступления Укельского состоит в том, что, представляя Варшавское восстание «как героический порыв населения Варшавы», советская историография и историография Польской народной республики сознательно игнорировали «сам факт существования Армии Крайова» и полностью замалчивали политическую сторону проблемы. Они, мол, не хотели рассказать о том, что советские войска не помогли восстанию, а «Сталин задержал наступление, которое шло на запад, на правом берегу Вислы. И даже не позволил самолетам союзников садиться по свою сторону фронта.

В СССР было издано достаточно большое количество книг, документальных свидетельств и иных материалов, касающихся истории Варшавского восстания. Большую работу в этом направлении проводят и сегодня российские историки. Опираясь на их исследования, можно констатировать следующее.

Во-первых, по замыслу организаторов варшавской авантюры 1944 г., она носила сугубо антисоветский характер. Разгромив немецкий гарнизон в городе, они хотели провозгласить власть лондонского эмигрантского правительства в польской столице, встретить взявшие город штурмом советские войска в качестве местной власти, ликвидировать Польский комитет национального освобождения, заставить СССР признать т.н. «восточные кресы» (территория Западной Украины и Западной Белоруссии, до 1939г. входившая в состав Польши) польскими и в итоге попадания Польши в сферу советских интересов.

Во-вторых, у лондонского правительства и действующих по его указаниям организаторов Варшавского восстания существовала абсурдная идея о возможности новой мировой войны против Советского Союза при участии Великобритании и США. Тому есть масса неопровержимых доказательств.

В-третьих, никто из организаторов авантюры не планировал получать какую-либо помощь от Красной Армии и советской стороны. Цель восстания состояла в том, чтобы разгромить гитлеровцев и оказать сопротивление вступавшей в столицу Польши Красной Армии. Восстание началось после получения ложной информации о якобы появившихся советских войсках в предместье Варшавы. Прибывший на переговоры 31 июля 1944 г. (за день до начала восстания) в Москву руководитель польского эмигрантского правительства Станислав Миколайчик ничего не сказал ни Молотову, ни Сталину о готовящемся восстании. Лишь 9 августа 1944 г., когда стала очевидной невозможность восставшими оказывать сопротивление гитлеровским властям, он стал просить о помощи.

ФОРС-МАЖОР НА ВИСЛЕ

Все имеющиеся в распоряжении историков документы свидетельствуют, что к концу июля 1944 г. операция «Багратион» кратно замедлилась, потери в личном составе, бронетехнике, вооружении были огромны, тылы растянуты до 500 км. Немедленного штурма столицы, расположенной на западном берегу Вислы, советским командованием не предусматривалось.

Гитлеровцы крайне опасались советского прорыва Варшавского укрепрайона и ввели в бой под Варшаву четыре отборных немецких и венгерскую танковые дивизии. На рубеже июля–августа 1944 г. был окружен третий танковый корпус. 30 июля в районе Праги, перейдя в контрнаступление на центральном участке советского фронта, немцы разбили советский танковый авангард. Вторая танковая армия потерпела жестокое поражение и по приказу командующего фронтом К.К. Рокоссовского перешла к обороне 1 августа в 12.00, то есть за 5 часов до начала восстания. О взятии Праги и штурме Варшавы речи быть не могло. Войска, понеся огромные потери в личном составе, боевой технике и вооружении, отступили на 30–40–100 км.

Советское правительство сразу же после поступления от Миколайчика просьбы о помощи пообещало доставить восставшим оружие. Однако он не просил ни Сталина, ни Молотова о штурме польской столицы войсками Красной Армии. А только это могло реально помочь восстанию.

Как только в Варшаве и Лондоне стало ясно, что нет военной, а, значит, не будет и политической победы восстания, его организаторы развернули антисоветскую информационную войну. Начиная с 3 августа, в телеграммах из Варшавы регулярно говорилось о «сознательной остановке» наступления, о «демонстративном» прекращении боевых действий под Варшавой, о политическом замысле Советов погубить восстание.

Понятно, что поток дезинформации в то время, когда советские войска ни на один день не останавливали боев с немцами под Варшавой, несли большие потери в людях и технике, повлиял на отношение Сталина к событиям в Варшаве. Настороженное отношение Сталина к восстанию стало резко негативным. 13 августа в «Известиях» было опубликовано Заявление ТАСС о решении СССР «отмежеваться от варшавской авантюры», чтобы за нее «не нести ни прямой, ни косвенной ответственности».

Тем не менее, советская сторона оказывала Варшавскому восстанию регулярную помощь. Сбросы вооружения и военных грузов в район Варшавы продолжались с 13 по 30 сентября 1944 года. С 13 сентября по 1 октября 1944 года советская авиация произвела более 5 тыс. самолетовылетов – со сбросом грузов, нанесением штурмовых и бомбовых ударов по противнику.

ДИВЕРСИИ ОТ «СОЮЗНИКОВ»

Совсем недавно Министерство обороны РФ рассекретило документы о советской помощи Варшавскому восстанию. В сообщении Мин­обороны РФ отмечается, что, согласно рассекреченным архивам, подразделения Армии Крайова, которая организовала восстание, «уничтожили оставшихся в городе украинцев и евреев, а спасавшихся из немецкого плена советских офицеров насильно удерживали как заложников».

Как свидетельствуют донесения органов политуправления фронтов, участвовавших в боях за Польшу, руководство Армии Крайова в занятых советскими войсками районах еще до начала боев за Варшаву начало организацию подпольной работы с целью дезорганизации местных органов управления и подготовки силового захвата власти. А уже в мае 1945 года ячейки Армии Крайова развернули террор против военнослужащих Красной Армии и местного населения, – говорится в сообщении Минобороны РФ.

Подробно о преступной деятельности Армии Крайова против солдат и офицеров Красной Армии можно ознакомиться в статье А.Ф. Носковой «Польское военно-политическое подполье против солдат и офицеров Красной Армии». См.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28288064&pff=1.