Газета,
которая объединяет

Турист тоже бывает прав

Кто компенсирует затраты на несостоявшийся отдых
Рубрика: Социум№47 (2508) от
Автор: Наталия Осадчая

Пандемийное лето и новые требования для отдыхающих породили вопросы у воронежцев, порой неожиданные для юристов. За разрешением наиболее актуальных мы обратились к руководителю общественной организации «Лига потребителей» Александре Тищенко.

КОВИДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

«В связи с новыми ограничениями по ковиду на въезд в Краснодарский край как быть туристам, которые забронировали (оплатили) отдых раньше и не имеют сертификата о прививке, справки о медотводе и отрицательном ПЦР, справки о перенесенном ковиде? ПЦР-тест вводится для детей с 7 до 18 лет. То есть может получиться, что привитые родители оплачивают отдых, а перед самым отъездом у ребенка ПЦР-тест положительный. Значит, отдых нарушается совсем не по их вине. Как быть во всех этих случаях? Можно ли вернуть деньги полностью?».

– Полагаю, что туристы имеют право отказаться от путевок и требовать расторжения договора ввиду того, что введены меры об обязательном наличии сертификатов либо медотводов. Причем вопрос о возврате полной стоимости путевки или с удержанием определенной суммы – спорный. Как юрист по защите прав потребителей считаю, что отказ произведен не по воле туриста, а по независящим от него обстоятельствам, которые не были известны на момент приобретения путевок, но туроператор, конечно, будет иметь иное мнение на данный счет, и однозначно вопрос может быть решен в суде.

А вот если заболел один из членов семьи, а тем более ребенок, то здесь турист имеет право на возврат всей стоимости, так как закон четко указал, что туристский договор подлежит расторжению по причине болезни туриста.

К ВРАЧУ – ОБЯЗАТЕЛЬНО!

«Два воронежца купили дорогие билеты на концерт и футбол Евро-2020 в Санкт-Петербург, забронировали и оплатили недешевую гостиницу, купили билеты в СВ поезда. И за два дня до мероприятия и за день до отъезда заболели. Справки от врача с подтверждением болезни нет. Потеряли почти 60 тыс. руб., успев сдать только билеты, но и то получили уже не полную сумму. Могут ли они как-то еще минимизировать свои потери и как вообще нужно изначально действовать в подобных случаях?».

– Воронежцы, о которых идет речь, имели бы право на возврат стоимости билетов и проживания в гостинице только при наличии документального подтверждения болезни.

Учитывая сложившуюся в данном случае ситуацию – отсутствие медицинской справки – оснований для возврата стоимости услуг гостиницы и футбольного матча не усматриваю, так как по закону отказаться от услуги можно до момента начала оказания данной услуги – то есть до начала матча или проживания в отеле, и то в определенные сроки.

При невозможности поездки или посещения мероприятия по причине болезни брать справку от врача с указанием диагноза и даты установления диагноза нужно обязательно, чтобы иметь возможность компенсировать убытки. Причем обращаться за возвратом денег можно даже после того, как мероприятие окончено, ведь причина была уважительной и не всегда заболевший имеет физическую возможность обращаться за возвратом до даты мероприятия.

ПЕРЕВОЗЧИК ОПЛАТИТ ВСЕ УБЫТКИ

«Жительница Воронежа планировала слетать в Санкт-Петербург на матч чемпионата Европы по футболу. Но за 15 минут до окончания регистрации на рейс авиакомпании «Победа» ей сообщили, что мест больше нет, и улететь ей этим рейсом не удастся. Дежуривший в аэропорту представитель авиакомпании «Победа» сообщил, что произошел технический сбой и билетов было продано больше, нежели имеется в наличии мест. Пассажирам предложили альтернативу: либо улететь на другом самолете, но с семичасовой пересадкой в Москве, либо отправиться в Питер на следующий день. Мужчина согласился, а девушке не подошел ни один из этих вариантов. В обоих случаях на матч она не успевала, и пропал весьма недешевый билет на европейский футбол. Плюс ко всему

сгорела ее бронь на проживание в Санкт-Петербурге. Как правильно должны поступить пассажиры в такой ситуации?».

– Здесь же вины пассажира нет, и именно авиаперевозчик виновен в непредоставлении услуги. А при наличии вины виновный обязан компенсировать убытки потерпевшей стороне.

Пассажиру нужно в аэропорту зафиксировать факт непредоставления услуги – например, написать жалобу, зафиксировать на камеру или заручиться поддержкой свидетелей. Но даже если прямо на месте получить доказательства об отказе в перевозке не получится, не затягивая следует обратиться с письменной претензией к перевозчику и потребовать возместить и стоимость авиа­перелета, и все убытки полностью – от билетов на матч до проживания в отеле. А если на претензию не последует возмещение всех убытков в 10-дневный срок, то смело обращаться в суд, дополнительно компенсировать моральный вред и получить от виновного штраф в размере до 50% от убытков.