Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Посмотрите на «Правду жизни»
В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка «Передвижники. Правда жизни», посвященная 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок и проведению их первой экспозиции. Это совместный проект воронежского музея и Третьяковской галереи. Всего посетители могут познакомиться с 70 произведениями художников, десять работ доставлены из Москвы.
ДОЛГО ЖДАЛИ
Выставка стала долгожданным и масштабным событием для Воронежа. Начальник отдела профессионального искусства и художественного образования департамента культуры Воронежской области Алена Сергеева отметила, что творчество художников-передвижников является знаковым в истории культуры нашей страны. Передвижники опередили свое время: они старались сделать искусство доступным для всех, и эта задача актуальна и в нынешнее время.
– Имена передвижников мы знаем со школьной скамьи – Крамской, Поленов, Мясоедов и другие. Движение было образовано в 1870 году, а годом позже состоялась их первая выставка. Во главе объединения стоял Иван Крамской, он – идейный вдохновитель, организатор и совесть передвижников, – рассказала директор областного художественного музея Ольга Рябчикова. – Он призывал и своих современников писать на темы жизни страны. Возникшее как реакция на «мертвое безжизненное искусство» академии художеств. Товарищество передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда еще искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.
Художники в своем творчестве отражали насущные проблемы современности, жизнь русской деревни, историю России, родную природу. Они создали галерею портретов русских писателей, композиторов, общественных деятелей, своих коллег-художников. В качестве творческого метода был выбран реализм.
Товарищество передвижных художественных выставок стало ключевой вехой в развитии русского искусства, а художники – символом русской живописи XIX века. Экспозиции, организованные ими, были призваны просветить народ, сделать искусство доступным для всех.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДТЕКСТ
Одним из городов, в котором проходили передвижные выставки, и стал Воронеж. В городе их было пять – две основные и три параллельные. Эти выставки оказали огромное влияние на воронежскую художественную среду, отметила Ольга Рябчикова. Примечательно, что две работы из собрания Третьяковской галереи, которые экспонируются на выставке к 150-летию Товарищества, уже бывали в Воронеже – это «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» Григория Мясоедова (ее привозили в 1874 году) и «Оправданная» Владимира Маковского (в 1886 году).
Мясоедов был рожден в семье небогатого дворянина в Тульской губернии, поэтому ему были понятны тяжелый труд простого народа, его бесправное положение. Работы Мясоедова в период 1870-х годов характеризуют как остросоциальные, а «Чтение положения 19 февраля 1861 года», написанную в 1873 году, относят к направлению критического реализма.
В Третьяковской галерее хранятся два варианта произведения Владимира Маковского «Оправданная»: оригинал и его уменьшенная версия, выполненная в более свободной, эскизной манере. Вторая работа была завершена спустя 18 лет после создания первой, в 1900 году. По сюжету картины девушка встречается со своей семьей после оглашения решения суда. Маковский детально прорисовывает не только главную героиню, но и других участников сцены, в том числе присяжных, покидающих зал заседания.
В картине «Оправданная» также имеется социальный подтекст: в 1870-е – начале 1880-х более ста женщин в России были осуждены за политические преступления, и демократическая часть общества возмущалась несправедливостью судебных решений. Любопытно, как рассказывают на сайте Третьяковской галереи, зал судебного заседания, изображенный в работе Маковского, весьма точно повторяет интерьер картины Константина Савицкого «В ожидании приговора суда». Это только подчеркивает остроту назревшей в те годы проблемы.
Из Третьяковской галереи привезли также знаменитую картину «Пасечник» Ивана Крамского. Она была написана в 1872 году. На картине изображен старик-пасечник, в руках у него коса, а за спиной – ульи с пчелами; чувствуется, что этот труд – смысл его жизни.
– В каждой работе присутствует многогранность, это наша история. Выставка «Передвижники. Правда жизни», вне сомнений, большое событие для Воронежа, – сказал директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский.
Тематическая экскурсия, которую предлагает музей, познакомит воронежцев с различными этапами развития Товарищества передвижных выставок и плеядой талантливых и именитых русских художников. Посетителям расскажут об особенностях художественного почерка художников, их вкладе в сокровищницу национальной культуры.
Выставка будет экспонироваться до 5 декабря.