Газета,
которая объединяет

Вселенная Лира

На сцене воронежского драмтеатра – премьера шекспировской трагедии
Рубрика: Культура№71 (2532) от
Автор: Ирина Лазарева

На смену «Гамлету», решенному в современной стилистике, на Кольцовскую сцену пришел «Король Лир», поставленный по классическим канонам. К одному из самых сложных произведений Уильяма Шекспира Воронежский театр драмы обращается впервые за свою историю.

Для работы над спектаклем был приглашен известный режиссер Зураб Нанобашвили, один из лучших интерпретаторов шекспировских трагедий. В разное время он ставил спектакли «Макбет», «Гамлет», «Ричард II», «Сон в летнюю ночь». Обращение к «Королю Лиру» для режиссера – тоже премьера.

ПО КЛАССИЧЕСКИМ ЛЕКАЛАМ

Начинается все как в старинном театре: с картой, короной и троном – раздел государства. В спектаклях Зураба Нанобашвили не бывает мелочей: обычно продуманы все детали, вплоть до последней пуговицы второстепенного персонажа. Возможно, поэтому он не оставляет зрителю времени для плавного погружения в историю, а сразу помещает его в пучину неподдельных страстей.

Разгневанный от не сказанных любимой дочерью Корделией (актриса Мария Щербакова) слов Лир (худрук драмтеатра Владимир Петров) упивается собственным страданием, пока старшие дочери «примеряют» его земли, словно платья. Придумана эта сцена с глубоким знанием женской психологии, а потому получилась весьма ироничной. Дуэт сестер (Светлана Поваляева и Магдалена Магдалинина) с первого взгляда покажется не способным на проявление искренних чувств, воплощением лицемерия и холодности, и лишь в конце, когда Гонерилья (Поваляева) сама лишит себя жизни из-за любви, задумаешься, что человеческое ей все-таки не чуждо. Пьеса, написанная 400 лет назад, звучит, как и раньше, современно.

КОРОЛЬ ПЕТРОВ

– Первая сцена специально реализована выпукло, театрализованно – классически, а вот потом идет уже современная история, где мы избавляемся от цвета, от света, где начинаются страсти, – рассказывает заслуженный артист России и режиссер спектакля Зураб Нанобашвили.

Он приехал ставить спектакль в Воронеж с условием, что главную роль в нем исполнит именно Владимир Петров. Для худрука театра это стало неожиданностью и возможностью вернуться к истокам – по первому образованию Петров актер.

– Я нахожусь в возрасте короля Лира, – сказал Владимир Петров на пресс-конференции. – С одной стороны, мне легко, потому что знаю, о чем говорю – об ошибках и заблуждениях, предательстве, ценностях, а с другой – это большой объем сил и эмоций, которые я затрачиваю.

Владимир Петров в этом спектакле, сразу набравшем скорость по развитию страстей, будто существует в собственном ритме. Все, что он чувствует и переживает, конечно, так же, как у всех, выливается наружу, выплескивается, словно цунами, в зрительный зал – здесь ты его ненавидишь, а в следующей сцене сочувствуешь, но все это не отменяет развития персонажа. Петров показывает, как Лир становится мудрее, как меняются его ценности, как он прозревает.

– «Король Лир» – это в первую очередь миф. Миф о бесконечном величии и падении с вершины. А визуализация мифа – непростая задача. Зрители видят на сцене колоссальную конструкцию, воплощенную вселенную Лира, его идеальный мир, который он строил всю свою жизнь, – говорит автор сценографии Алексей Мочалов.

Громоздкая декорация – это, по сути, арена. Арена чувств, политической игры, ценностей, совести. Она есть символ того, что у нас на первом плане и как это может измениться с годами, какой выбор мы делаем.

В спектакле занята практически вся мужская труппа театра, а женских ролей всего три. Посмотреть постановку с Владимиром Петровым в главной роли можно будет 10 октября.