Газета,
которая объединяет

Разорвать замкнутый круг

Предварительные итоги 2021-го: транспортная реформа в Воронеже
Рубрика: Социум№87 (2548) от
Автор: Артем Ушаков

Помнится, давая интервью воронежским журналистам летом уходящего года, глава Воронежа Вадим Кстенин очень откровенно высказался по транспортной проблеме.

– Нас очень много критикуют, сравнивая с другими городами-миллионниками, но при этом нужно учитывать, что у каждого города свои стартовые условия. У нас, к сожалению, стартовые условия оказались тяжелыми, – заявил Вадим Юрьевич. – Если вспомнить, какой транспортная отрасль была, к примеру, восемь лет назад, и посмотреть, какая сегодня, то становится понятно, что ситуация меняется, хоть и не так быстро, как нам того хотелось бы. Но и здесь нужно понимать, что быстро все переделать невозможно – любые нововведения принимаются болезненно, в нашем случае и для пассажиров, и для перевозчиков, и для бюджета. Поэтому мы выработали жесткую последовательность действий.

Разработчики института «РосдорНИИ» и специалисты мэрии начали, как положено, с документов транспортного планирования. Просчитали всю маршрутно-транспортную сеть пассажирских перевозок. Минимизировали дублирование, «нарисовали» новые направления.

– Планируем в ближайшие годы сохранять и развивать в рамках концессионного соглашения электротранспортную инфраструктуру. Модернизируем транспортные средства, на каких-то маршрутах повышаем класс вместимости, чего не было уже очень давно, внедряем выделенные полосы для общественного транспорта и т.д. Еще один из важных шагов – безналичная оплата проезда. Денежные средства с ее помощью обеляются, платятся налоги, – сказал тогда Вадим Кстенин.

БИОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ

2021 год стал особым в развитии городского транспорта. Появился фактически новый вид деятельности – защита от коронавирусной опасности. Она включает в себя ежедневную дезинфекцию подвижного состава и контроль исполнения санитарных требований водителями и пассажирами.

Санитарная подготовка транспорта к работе на линии началась еще до выявления на территории области заболевших коронавирусной инфекцией. Каждый из автобусов ежедневно проходит комплексную мойку и полную дез­инфекцию при возвращении на базу транспортной компании либо перед выходом на маршрут. Специальными дезинфицирующими веществами обрабатываются места, которые наиболее часто соприкасаются с кожей рук – спинки сидений, поручни и т.д. Растворы практически не имеют запаха и не оставляют следов на одежде.

Летом прошлого года по поручению мэра Воронежа санобработка была взята на особый контроль. За ее выполнением следят сотрудники управления транспорта и линейного контроля МБУ «ЦОДД» – перевозчики направляют им фото- и видеоотчеты.

Перед выходом на линию все водители по-прежнему проходят усиленный медицинский осмотр и не допускаются к работе при выявлении признаков ОРВИ. А нынешней осенью меры были ужесточены: не только перевозчиков, но и пассажиров начали штрафовать за отсутствие масок. В связи с этим число бригад, инспектирующих автобусы вместе с полицейскими, увеличили с 2-х до 15.

– Такие меры помогли охватить практически все маршруты общественного транспорта в городе, – сообщил мэр Воронежа Вадим Кстенин.

ПО НОВЫМ МАРШРУТАМ

Ковид ковидом, но плановое реформирование и обновление транспорта в городе продолжалось. 2021-й для Воронежа стал годом решительных транспортных перемен. Во втором квартале началось внедрение новой маршрутной сети – согласно Генплану и новой комплексной схеме организации дорожного движения. Итоговый вариант схемы был дополнен с учетом предложений горожан, общественников и перевозчиков. Он предусматривает улучшение транспортной связанности.

Выделенные полосы для общественного транспорта – это, по большому счету, начало настоящей революции, затеянной мэрией Воронежа. Она должна привести к кардинальным изменениям на дорогах города – избавить их от транспортного коллапса, помочь быстрее перево­зить воронежцев на работу и с работы, уменьшить количество ДТП.

«Выделенки» уже сего­дня увеличили привлекательность автобусов для граждан и стимулировали пересесть в них из салонов личных авто. К сожалению, за время пандемии и вынужденного простоя в период локдаунов транспортная отрасль потеряла большое количество персонала и сегодня едва справляется с растущим наплывом пассажиров.

Еще один проблемный нюанс: в связи с кардинальными изменениями в организации движения были отключены «умные светофоры», которые увеличивали провозную способность главных магистралей города почти на 18%. Специалистам предстоит тщательно проанализировать дорожное движение после начала администрирования выделенных полос. Для включения системы в новых условиях, кроме перенастройки, потребуется и перемонтировать многие датчики, поскольку они находятся по месту прежнего расположения полос.

МЕТРО: ВАРИАНТ «ЛАЙТ»

Важнейшее направление транспортной реформы – замена подвижного состава. За последние три года обновлено почти 500 единиц. В рамках нацпроекта «БКД» муниципальный перевозчик получил 120 новых больших газомоторных низкопольных современных автобусов. Они вышли на магистральные маршруты, среди которых №6, 9КА, 14В и др. Частные перевозчики тоже обновляют состав, несмотря на постоянные сетования на низкий тариф. Только за непростой 2021 год частными перевозчиками приобретено 125 автобусов 2020–2021 годов выпуска.

Воронеж продолжает искать свой вариант экспресс-транспорта. С тех пор как расчеты показали безнадежную убыточность метро, да и легкорельсового метро, появилась идея организации метробусного движения. С метрополитеном метробус роднит разве что повышенная скорость движения. На самом деле это удлиненный автобус или троллейбус, использующий выделенные полосы.

Линию для метробусов от главного корпуса ВГУ до аэропорта могут по разрабатываемому проекту института РосдорНИИ построить в Воронеже уже к 2025 году. Ее протяженность составит порядка 22 км. Предварительная стоимость строительства – 10 млрд руб.

– Однако прежде чем вкладывать в него 10 миллиардов, необходимо решить вопрос пропускной способности Московского проспекта. Там ситуация и так достаточно тяжелая, и альтернативных вариантов движения немного. Мы приступим к строительству связи между Шишкова и Тимирязева. Второй проект, который прорабатывается, – строительство дублера Московского проспекта. Без реализации этих идей забирать часть Московского проспекта под движение только общественного транспорта будет невозможно, – поделился мэр Вадим Кстенин.

Проектом РосдорНИИ предполагается, что линия от ВГУ до аэропорта станет частью транспортного проекта Воронежской агломерации и охватит в последующем территорию ближних районов. Это будет ключевая мера по формированию такого мегаполиса, которые, согласно мировому опыту, функционируют эффективнее и служат центром притяжения трудовых, интеллектуальных ресурсов.