Газета,
которая объединяет

На дачных правах

Воронежские общественники занялись социальными проблемами осевших в пригородном районе цыган
Рубрика: Социум№90 (2551) от
Автор: Ольга Бренер

Минувшей осенью цыгане ближайшего к Воронежу Рамонского района оказались в центре внимания районной и региональной власти. Сюда же приезжала президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер. В результате возникший здесь конфликт между цыганами и местной полицией был погашен.

Однако он оказался лишь публичным проявлением давно копившихся проблем в этом месте компактного проживания цыган на границе с областным центром. И не только здесь. Поселение в Рамонском районе – зеркало типичной цыганской повседневности.

На днях в эту повседневность приехали воронежские общественники. Руководитель Центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» и регпредставительства Федерации мигрантов России, эксперт Национальной палаты при губернаторе Юлия Никифорова и зампредседателя Координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Воронежской городской администрации, директор Благотворительного фонда «Видеть сердцем» Талех Абасов привезли сюда предпраздничные подарки. Но главное – общественники увидели те самые давно зревшие проблемы в месте компактного проживания ромов – котляров (выходцев из Молдовы и Приднестровья – прим. ред.) и теперь готовы подключиться к их решению. О ситуации «Берегу» рассказала Юлия Никифорова.

СВОБОДА И КОНСЕРВАТИЗМ

– Юлия, какие впечатления от поездки стали для вас самыми яркими?

– Нашу поездку инициировала областная Нацпалата. Ведь цыганскую диаспору при всем ее многообразии и миграции по миру и стране давно можно считать коренным народом России. Несмотря на всю пестроту, мобильность и свободолюбие, цыгане оказались очень консервативными, живут строго общинной жизнью и строгими традициями. Когда я все это увидела на месте, то поняла, что всем нам есть чему у них поучиться. Например, в этом поселении – беспрекословный культ старейшин, и вообще, молодые очень уважают родителей и стариков, заботятся и выполняют любое их требование. Незамужняя девушка и девочка могут выйти на улицу только в сопровождении старших. А традиция выдачи замуж переходит из рода в род, из века в век. Еще на меня произвели впечатление их дома изнутри. Цыгане строят их очень просторными, с высокими потолками – это как архитектурная проекция национального духа свободы.

«ИСКРА» СВЕТА

– Дома построены на выкупленном заранее участке в районе?

– Да, и здесь главная проблема. Это участок садового некоммерческого товарищества «Искра», то есть место дачной, а не жилой застройки. Прежде весь табор жил в Подгоренском районе, но их дома там выходят прямо на проезжую часть, от двери до оживленной трасы – меньше метра. И вот половина табора – порядка 25 семей с маленькими детьми – решили съехать от беды подальше, выкупив землю в этом СНТ «Искра», и начали строиться и налаживать всю инфраструктуру. Но оказалось, что к этому дачному поселку нет подводки газа. По нормам дачной застройки это просто не преду­смотрено. Причем рядом с поселением есть два газоотвода, но пользоваться ими запрещено. Чтобы провести сюда газ, сначала надо изменить статус самой территории, сделать ее местом постоянного, а не садово-дачного проживания. А пока с наступлением холодов люди отапливают свои дома электричеством, оплачивая многотысячные квитанции ТНС «Энерго». Но отсутствие газа в домах многодетных семей рядом с передовым мегаполисом – это для XXI века нонсенс и всего лишь вопрос политической воли местного руководства. Ведь если бы о ситуации узнали в администрации президента, то проблема бы наверняка решилась оперативно.

НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ

– Вы сказали, что семьи в поселении – многодетные. Дети ходят в сельскую школу?

– В том и беда, что ни в какую школу они не ходят. К этому поселению пока нет подъезда, по которому может проехать школьный автобус. Есть только один подъезд – с федеральной трассы, а школьный автобус, по всем нормативам, может ездить только по внутренним дорогам муниципалитета между селами. Для быстрого решения вопроса мы уже подключили областной Дом дружбы и Национальную палату. Ищем пока хотя бы одного-двух учителей, которые сами начнут ездить к цыганским детям и уже сейчас давать уроки. С учетом того, что в каждой семье по пять-восемь детей, на учебу их можно набирать уже целыми классами. Пока же право на образование, которое в России гарантировано независимо от расы, национальности, языка и социального положения, в семьях поселения не реализуется. И это мина замедленного действия. Какой работодатель примет безграмотного человека на работу? Куда он вообще пойдет, если дорога в любой вуз и колледж без школьного образования ему закрыта? Так перспектива добывать средства к

существованию незаконным путем вырисовывается все ярче. Недоступность школы для цыган – это проблема «на вырост» не только для них, но и для всего воронежского сообщества.

Также выяснилось, что у одного молодого человека до сих пор нет российского паспорта. Наш центр правовой поддержки уже этим занимается. В общем, в поселении накопились проблемы, которые требуют уже долгосрочных усилий с подключением межведомственной работы.

– Как вообще люди этого табора зарабатывают на жизнь?

– Женщины не работают. Зарабатывают мужчины. В основном это сбор металлолома и всякого неликвида на близлежащих сельхозпредприятиях, с тем чтобы отремонтировать и продать. Живут на вырученные деньги. И я бы не сказала, что живут бедно. Общинная взаимовыручка помогает держаться на плаву всем. Если в поселение приезжает новая семья, то обосновывается у родственников или знакомых, а дом ей строят всем миром.

Вообще, возвращаясь к впечатлениям, добавлю, что эти люди в личном общении показались мне очень талантливыми и с большой силой воли. В нашей сейчас разобщенности и тотальной вялости, депрессии нам есть чему у них поучиться! В первую очередь – жизнелюбию и семейной сплоченности всего народа. Я представляю в Воронеже небольшую диаспору украинцев. И вижу, что и в нашей, и в русской культуре эти важные качества утрачиваются. Так что поездка в табор помогла мне по-новому взглянуть и на свои проблемы.