Газета,
которая объединяет

Ученик и учитель

Исполнилось 100 лет со дня рождения актера Николая Дубинского
Рубрика: Культура№ 4 (1431) от

Скромная пятиэтажка, в которой жил народный артист России Николай Вячеславович Дубинский, утопает в лесопарке Березовой Рощи, словно причаливший к берегу корабль. Здесь, среди деревьев, почти не слышно шума городских машин, и лишь птичье щебетанье разносится по округе, соперничая с гомоном местных ребятишек, играющих возле дома.

Символично, но именно здесь, недалеко от дома Дубинского, собираются каждый год выпускники и студенты театрального факультета академии искусств. Они приезжают в Воронеж из разных городов и театров, чтобы, общаясь друг с другом, вспомнить о своей студенческой жизни и учителях, открывших им путь в искусство. Среди этих замечательных учителей особое место занимает Николай Дубинский, чей 100-летний юбилей мы отмечаем в январе 2012 года.

Родившись в Калуге, в семье офицера (во время Первой мировой войны отец был полковником), Дубинский начинал свой театральный путь в Ленинграде в конце 20-х годов у знаменитого мастера и в знаменитом театре – «Александринке». Педагогом его стал выпускник режиссерского класса МХАТ, ученик самого В.И. Немировича-Данченко, Николай Васильевич Петров, будущий профессор ГИТИСа. В Ленинграде 20-30-х годов Петров уже был авторитетным постановщиком спектаклей и руководителем Александринского театра, переименованного позднее в Театр драмы им. А.С. Пушкина.

Ставил в те времена в «Александринке» «Смерть Тарелкина» и «Дон Жуана» Всеволод Мейерхольд... Со многими звездными коллегами подружился тогда Николай Дубинский. Дружба эта (например, с Борисом Бабочкиным – «Чапаевым») продолжалась долгие годы. Приезжал к Дубинскому в Воронеж и другой легендарный актер – Георгий Жженов. Ленинградский период сыграл в формировании начинающего артиста определяющую роль: заложил основы профессии, отшлифовал талант, привил отменный вкус и научил спрашивать с себя всегда по большому счету, с той мерой требовательности и взыскательности, которая отличает настоящего художника от ремесленника-лицедея.

Лекции и разговоры об актерской школе, ее нюансах и особенностях в Воронежском институте искусств находили наглядное воплощение в показах и уроках Дубинского. Когда он выходил на сцену учебного театра или в любой другой институтской аудитории, от него нельзя было оторвать глаз. Педагог был так убедителен и органичен в мельчайших подробностях сценического существования, что вызывал у нас, студентов, неописуемый восторг и воодушевление. Эти его уроки филигранного актерского мастерства я запомнил на всю жизнь. И благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком и выдающимся актером. Учась и работая в Москве, я познакомился с людьми, которые помнили Николая Дубинского на сцене. Они неизменно восхищенно отзывались об этом уникальном артисте. Искушенные вахтанговцы (коих трудно чем-либо удивить) и актеры Малого театра, видевшие его во время гастролей, Игорь Косюра (режиссер Камерного театра на Таганке) и многие другие не скупились на похвалы нашему театральному мастеру.

Биография Дубинского, конечно, во многом совпала с биографией страны в XX веке. Войны и свершения, победы и страдания он знал не понаслышке. Довелось ему стать не только очевидцем и участником знаменитых событий эпохи, но и оставить след в отечественной театральной жизни, в людской памяти, в своих учениках. Где только не приходилось работать актеру в силу разных (в том числе военных) обстоятельств: в Брянске и Свердловске, Орле, Ташкенте и Красноярске, на Кольцовской сцене Воронежа. Был он неподражаем в ролях царевича Федора (в «Борисе Годунове» «Александринки»), Монахова (в «Варварах»), Карандышева (в «Бесприданнице»), Перчихина (в «Мещанах»). С блеском играл генерала Ватутина (в одноименной пьесе Дмитерко), Ленина (в «Кремлевских курантах» и «Третьей, патетической» Погодина). Калейдоскоп сценических персонажей и характеров Дубинского велик и многообразен. Звания народного артиста республики он был удостоен еще в 1960 году!

Появившись в Воронеже вместе с женой Верой Романцевой, тоже великолепной актрисой, во второй половине 60-х по приглашению тогдашнего режиссера «драмы» Петра Монастырского, Дубинский – последователь мхатовской традиции – не мог не повлиять на общее качество и уровень кольцовской труппы, ибо являл собою образец вдохновенного мастерства. На «Дубинского и его жену» стремились попасть многие и многие зрители и даже коллеги, не занятые с ними в одних спектаклях. Вскоре Николая Вячеславовича пригласили возглавить актерскую кафедру создающегося института искусств. Опыт Дубинского был огромен. Он охотно передавал его своим ученикам. Многие его бывшие студенты с большим успехом сегодня работают в самых разных городах России – Воронеже, Петербурге, Москве… Все они помнят своего педагога-мастера (ушедшего из жизни в феврале 2002 года), удивительного артиста, талантливейшего и благороднейшего человека, общение с которым было подлинным счастьем.

Владимир МЕЖЕВИТИН