Газета,
которая объединяет

Китайский рулевой

На чем будем ездить в ближайшей перспективе
Рубрика: Социум№20 (2574) от
Автор: Александр Нечаев
Сейчас уже вполне очевидно, что больше всего от дефицита полупроводников, от санкций и ограничений поставок на автомобильном рынке выиграли китайские производители. У них не такие серьезные проблемы с компонентами, машины есть в наличии, уходить с рынка не собираются. За 2021 год китайцы показали в нашей стране двукратный рост продаж, а теперь вообще могут стать королями рынка.

Но что собой представляют китайские машины – понимают не все. Попробуем рассказать. Сегодня большая тройка китайцев в России это Haval, Geely и Chery, они лидеры по продажам. Но кроме них постоянно приходит и уходит много брендов: Lifan, JAC, FAW, Changan, GAC и другие.

Дизайн

Хоть и считается, что внешний вид для недорогих и утилитарных автомобилей вещь второстепенная, но нужно признать, что в нашей стране любят глазами. Даже покупая машину в самом низшем ценовом диапазоне, многие думают за внешний вид. И тут китайские автомобили проделали огромный путь. Еще лет 10 назад это были либо клоны японских и европейских марок, либо попытки нарисовать что-то самостоятельно, которые почти всегда проваливались. Но сейчас среднестатистический китаец – весьма привлекательный автомобиль.

Безусловно, какие-то модели могут нравиться больше, какие-то меньше, но уровень возрос многократно. Прямых копирований почти нет, более того, в каких-то вещах китайские автомобили даже становятся примерами для подражания.

Кузов

О коррозионной стойкости машин из Поднебесной в конце нулевых и начале десятых годов ходили легенды. Иные автомобили полностью сгнивали года за три, пять лет проездить с целыми порогами считалось чудом, элементы подвески и выхлопной системы были ржавыми прямо с завода, а как переводится чудное русское слово «антикор», никто в Китае не знал. Прошли годы, и все стало не так плохо.

Китайцы не гниют как раньше, но все же в этой сфере им еще есть куда расти. Несмотря на заявленную оцинковку, сколы на многих авто начинают быстро цвести, антикор вроде бы появился, но наносится в большинстве случаев как-то уж больно креативно – где-то густо, где-то пусто, да и гарантия на кузов от сквозной коррозии не дотягивает до европейской и корейской, что тоже показательно.

Силовая установка

К двигателям первых поколений китайских машин, продаваемых в России, обычно было меньше всего претензий. Потому что в большинстве случаев это были копии, причем часто даже лицензионные, какого-нибудь японского агрегата. Однако потом китайские мотористы почувствовали в себе силы работать самостоятельно, поэтому сегодня под капотами брендов из Поднебесной чужого уже ничего и не встретишь.

В развитии китайских моторов настораживает одно: стремление делать высокотехнологичные агрегаты. Почти везде турбина, непосредственные впрыски, три цилиндра и прочие вещи, которые не очень хорошо сочетаются с трудными условиями эксплуатации и надежностью. Как долго ходят все эти китайские турбо и насколько ремонтопригодны, пока рано делать выводы: статистики маловато. Но повод насторожиться уже есть.

Примерно то же самое происходит и с коробками передач. Ладно «механика», которая сегодня интересна разве что фанатам, но и «автомат» в китайских машинах уже редко встретишь: сплошные роботизированные коробки передач, которые китайские заводы тоже делают самостоятельно. По плавности хода, скорости переключения и удобству управления тягой китайцы с роботами сегодня уступают конкурентам. Да и надежность роботов объективно не очень высока.

Ходовая часть

Управляемость никогда не была сильной стороной китайских машин. Не стала она принципиально лучше и сейчас, хотя ничего критического нет. Отточенные реакции только блогеров волнуют, в повседневной жизни мало кто об этом задумывается. А вот энергоемкость и мягкость подвески – вот тут есть реальные проблемы для машин из Поднебесной.

Сразу оговоримся, что в этом пункте нужно делать исключения. Есть машины, на которых можно ездить где угодно и не трястись, как в карете, но их немного. У большей части подвеска жесткая и плохо адаптирована для российских дорог. Тут скорее вопрос не в том, что китайцы не могут, а в том, что они по большей части импортируют авто, не заморачиваясь на предмет адаптации. А дороги в самом Китае лучше. Хотя и у моделей Haval, которые собираются на заводе под Тулой, тоже подвеска очень жесткая.

Обслуживание
и ликвидность

Долгие годы развитие китайских машин в России сдерживала их крайне проблемная эксплуатация. Купить-то всегда можно, но что делать с такой машиной дальше? Ситуация стала лучше, но все равно есть проблемы.

Запчасти. Раньше ремонт китайского автомобиля был тем еще квестом. Сейчас стало получше – на заказ можно купить почти все, а на самые популярные модели расходники в наличии. Но ситуация далека от идеальной. Сроки поставок огромные, качество даже оригинала невысокое, а цены на запчасти весьма велики. Особенно пугает кузовщина – если попадать в ДТП на китайском авто, ремонт обойдется очень дорого.

Обслуживание. За последние несколько лет дилерских центров китайских марок открылось много, поэтому официальные представители появились почти во всех крупных городах, а в иных даже несколько. Цены на ТО как бы ниже, чем у корейцев и европейцев, но нюанс есть и тут. У некоторых моделей очень странный регламент обслуживания, из-за которого многие вещи приходится менять часто, и в результате обслуживание получается дорогим.

Ликвидность. В годы, когда новая китайская машина могла стать дуршлагом за три года, нормальным считалось, что она теряет половину своей стоимости за эти самые три года. Сейчас падение цены не столь катастрофичное, но оно все равно больше, чем у европейских марок. По данным статистики, в среднем китайцы теряют на 10% больше.

Цены

Увы, но тут китайские автомобили тоже совершили скачок. И мы даже не имеем в виду падение курса рубля. Если раньше простенький седан из Поднебесной стоил дешевле Lada, то теперь цены сравнимы с корейцами и даже японцами. На практике в китайских автосалонах гораздо меньше навязывают допов, поэтому если сравнивать реальные цены, то китайцы в среднем дешевле процентов на 15-20. И судя по росту продаж, многим хватает такой разницы, чтобы сделать выбор.

выводы

Развитие китайского автопрома – яркий пример того, как можно за относительно короткий срок поднять отрасль. Еще лет 10-15 назад китайцы проигрывали сравнение даже продукции из Тольятти, а теперь уверенно смотрятся на фоне корейских и европейских брендов, а АвтоВАЗ остался где-то далеко позади. Но проблемы, из-за которых не любили машины из Китая, решены далеко не полностью. Остались трудности с запчастями, качеством сборки, адаптацией к российским условиям, вопросы ликвидности на вторичном рынке. Но особого выбора скоро может и не быть.