Газета,
которая объединяет

В поисках смыслов

Названы участники Второго Платоновского фестиваля
Рубрика: от
Автор:

С 8 по 17 июня 2012 года в Воронеже пройдет международный Платоновский фестиваль искусств – во второй раз в истории центра Черноземья. Стартовая пресс-конференция по этому поводу состоялась на днях в дирекции фестиваля. И прояснила некоторые моменты грядущего праздника – как творческие, так и организационные.

До продажи билетов на фестивальные мероприятия – меньше месяца: первые обладатели получат их 15 февраля. А что именно они смогут оценить, рассказали директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков и театровед, преподавать ГИТИСа, многократный эксперт «Золотой маски» Александр Вислов, который является также членом совета по присуждению Платоновской премии.

Международный, по факту

Напомним, что Платоновский фестиваль разрабатывает четыре направления: «Музыка», «Театр», «Изобразительное искусство» и «Литература». Содержательно грядущий форум планируется не менее насыщенным, чем предыдущий: только в рамках музыкальной и театральной программ пройдут 30 спектаклей и концертов. Арифметика внушительная – несмотря на то, что второй фестиваль будет короче первого.

– Не уверен, что в этом есть большой смысл, – оговорился Бычков. – Но у части публики, организаторов и прессы сложилось ощущение того, что первый фестиваль был несколько длинноват. Надеюсь, проведя второй Платоновский, мы поймем, действительно ли это так. Или все-таки следует идти по пути приличных европейских фестивалей, когда и трех недель мало. Из расчета того, что фестиваль – часть жизни города, серьезное событие, а не какой-то спортивный рекорд.

Михаил Владимирович остановился на факте изменения названия праздника: с этого года он будет называться фестивалем искусств – по предложению краеведа Олега Ласунского. А вот слово «международный» в названии форума опустят: его международность и без деклараций вполне очевидна.

– Только в двух направлениях, театральном и музыкальном, мы насчитали тринадцать государств, представители которых приедут в Воронеж. Это Армения, Великобритания, Грузия, Италия, Китай, Польша, Словения, Литва, Франция, Швейцария, Япония, Украина и, естественно, Россия, – пояснил директор.

Вне времени

Михаил Бычков, будучи главным организатором фестиваля, признался: ему интересно не просто использовать то лучшее, что уже известно, но еще не видано Воронежем. Куда интереснее совершать открытия. Поэтому программа скомпонована таким образом, чтобы в контексте российской жизни выбранные спектакли, концертные программы и исполнители являлись «лакомыми кусочками» для гурманов от искусства. Чтобы нечто особенное – то, ради чего стоит в июне приехать в наш город из Москвы, Питера и других крупных центров – в Воронеже свершалось впервые.

– У нас будет то, что называется российской премьерой, – пообещал Михаил Бычков. – Прежде всего, это четыре спектакля: «Миранда» литовского Театра Оскараса Коршуноваса, совершенно замечательного режиссера, «Песнь о Матери и Отчизне» Театра Польского из Вроцлава, «Счастье» киевского Театра на Печерске, а также спектакли Национального хореографического центра Гренобля (Франция) – вечер двухактных балетов «Весна священная» и «Дафнис и Хлоя».

Разумеется, этими «номерами» благородная миссия фестиваля – знакомство воронежцев со значимыми событиями в области каждого вида искусств – не исчерпывается.

– Мы покажем, – продолжил Михаил Владимирович, – легендарные спектакли тбилисского театра марионеток «Сталинградская битва» и «Осень моей весны», созданные выдающимся художником современности Резо Габриадзе. Эти постановки видел весь мир. И я скажу, что человеку не только искусства, но – любому зрителю обидно прожить жизнь, не посмотрев спектаклей Габриадзе. Такие шедевры – вне времени, они всегда актуальны.

Три «Потудани»

В прошлом году партнером Платоновского был Чеховский фестиваль. Но последний проводится раз в два года, и воронежцы намерены расширять круг партнеров форума. Поэтому в 2012-м решено партнерствовать с «Золотой маской»; в рамках совместного проекта «Лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска» в Воронеже» нам покажут два знаменитейших спектакля-лауреата этой престижной национальной премии: «Дядю Ваню» Римаса Туминаса театра имени Вахтангова, который стал событием прошлого театрального сезона, и «Жизнь и судьбу» петербургского Малого драматического тетра – театра Европы по Василию Гроссману в постановке Льва Додина.

Естественно, одной из задач фестиваль продолжает считать поддержку творческого освоения платоновского наследия во всех видах искусства. Театрального – в первую очередь.

– Слава Богу, интерес к творчеству Платонова у театров есть, – констатировал Бычков. – И нам было, из чего выбирать: получилась довольно приличная платоновская программа. В ней будут представлены два спектакля театра кукол – оба предназначены детской аудитории. Это «Детство Никиты» омского театра кукол «Арлекин» и «Ты кто? Я знаю тебя!» театра кукол им. Афанасьева из Кирова. Тот и другой спектакли созданы по платоновской прозе – в основном, военной. Воронеж будет представлен двумя работами: на сцене Камерного театра пройдут «Дураки на периферии», а кольцовский театр покажет «Реку Потудань». Это – не единственная «Потудань» на фестивале. Возникает возможность параллелей, сравнений, контрастов, зрительского и театроведческого исследования, поскольку спектакль «Счастье» из Киева тоже поставлен по «Потудани». Третья «Потудань» приедет из Санкт-Петербурга; ее покажет совсем юный «Этюд-театр».

Как по нотам

Что касается музыкальной программы – там экспериментальных вещей очень немного. И практически нет названий, связанных с Платоновым. Зато есть высококлассные музыканты, выдающиеся исполнители. Не раскрученные имена – новые, скажем так, люди, наполняющие сегодняшний мировой музыкальный контекст и играющие с лучшими оркестрами в лучших же залах. Они, по заверению фестивального директора, полны энергии и творческих идей.

– Мы практически открываем для России китайского пианиста Хонг Ксу, признанного интерпретатора современной академической музыки, словенского пианиста Бояна Горишека, – перечислял исполнителей Бычков. – Молодой, но очень интересный Камерный оркестр CHAARTS и CasalQuartett из Швейцарии, победителя международного конкурса им. Чайковского, виолончелиста Нарека Ахназаряна, который уже успел сыграть в «Карнеги-холл». Выступят у нас также победитель конкурса имени Страдивари в Кремоне, выдающийся скрипач Сергей Крылов и звезды нового поколения: музыканты из Японии – скрипачка Саяка Седзи и пианистка Ю Косуге.

– Мы сохраняем свое неповторимое лицо, – подчеркнул Бычков. – По-прежнему концентрируемся в основном на творчестве композиторов первой половины XX века, современников Платонова. Но – расширяя знания и представления об этом времени. Кроме Рахманинова, Стравинского, Шостаковича и Прокофьева, которых знают все, тогда же творил, в частности, американский композитор Чарльз Айвз – впервые в России будет исполнена одна из его симфоний. А также – виолончельный концерт британского композитора Элгара, который также в нашей стране не исполнялся никогда прежде.

Важные смыслы

Многие фестивальные «номера» пока не оговорены в деталях. К примеру, мероприятия, которые будут проходить под открытым небом и в районах области – возможно, они будут бесплатными.

– Платоновский фестиваль в Воронеже – уникальное явление на российском культурном ландшафте по ряду причин, – высказал свою точку зрения Александр Вислов. – Во-первых, это фестиваль искусств: тут и музыка, и театр, и все прочее. Во-вторых, это грамотно, умно и креативно освоенный Воронежем собственный брэнд. Фестивальное движение в России расцветает сегодня пышным цветом; я много езжу по разного рода форумам и вижу, что они четко делятся на три категории. Первая – та, что называется «домашняя радость». Собираются родственники кролика и устраивают милый междусобойчик. Вторая – фестивали, организовывающие праздник для города. Приглашают людей из телевизора – тех, чьи имена на слуху и кого любит публика. И проводят фестиваль, где в центре эти фигуры – плюс к ним некий гарнир. Третьи – высоколобые; на таких фестивалях люди демонстрируют собственную крутость. Привозят суперавангардные проекты и названия, проводят акции, которые зачастую оцениваются весьма спорно: мы, что греха таить, находимся в младшей школе актуального искусства… Так вот, у Платоновского фестиваля, мне кажется, на этом фоне формируется свое особое лицо: он, с одной стороны, действительно праздник для города, с другой – место встречи друзей, которые бывали в Воронеже прежде и теперь смотрят в его сторону с диким оптимизмом. Организаторы пытаются найти золотую середину, разделив общую программу фестиваля на основную, платоновскую и актуального искусства. Пытаются быть интересными и мейнстримовской публике, которая интересуется современным, зачастую провокационным искусством, и всем остальным. На этом пересечении вырастают и кристаллизуются какие-то важные смыслы – я уверен, что всем мыслящим людям фестиваль даст пищу для размышления.