Газета,
которая объединяет

«Гений времени и места»

Режиссер Павел Селин снял фильм о феномене Хоя в истории русского рока
Рубрика: Культура№35 (2589) от
Автор: Ольга Бренер
На прошлой неделе в Воронеже прошла премьера документального фильма «Хой» о судьбе лидера рок-группы «Сектор газа» Юрия Клинских, о самой группе, о «лихих 90-х» Воронежа и страны. Сеансы на большом экране сейчас идут в сети кинотеатров «Star&Mlad» в сити-парке «Град» и ТРЦ «Московский проспект».

Фильм стал очередной работой известного российского тележурналиста и режиссера Павла Селина – выпускника журфака ВГУ, сделавшего первые шаги в профессии на местном ТВ.

Все работы Павла давно узнаваемы единым «селинским» приемом – проникновением телекамеры под оболочку обыденных вещей и известных персонажей и оттуда смещением ракурса на уровень вечности. Такие у него «Буров и Буров», «Юра, музыкант», «Боливийская ДНК», «Агафья». Таким же оказался «Хой». Обо всем этом после презентации фильма мы говорили с Павлом Селиным в нашей редакции.

Русский наив
панк-рока

– Павел, фильм «Хой» идет на большом экране. Такому формату соответствует масштаб группы «Сектор газа» и личности Юрия Клинских?

– Да, соответствует. Хой – абсолютный гений времени и места. Сегодня некоторые мои воронежские коллеги удивляются: как, мол, наш земляк мог делать большое кино про этого отщепенца и матерщинника, которого Воронеж должен стыдиться? Да и сам путь показа фильма в его родном Воронеже оказался непростым. Несколько кинотеатров прокатывать его отказались. Одни говорили: не тот формат и не наша публика. Другие просто долго морочили голову. Я думаю, они не понимают главного: Хоя можно любить или не любить, но это объективный культурный феномен. И кино я снимал именно про феномен, выраженный в музыке «лихих 90-х» – про бурлящее, мутное, пенящееся, очень искреннее время России. И только в это время – в разломе между прежними советскими худсоветами и нынешним продюсерским диктатом – мог появиться «Сектор газа» и Юра Хой. Я бы сравнил «Сектор газа» с русским наивом – с искусством емких смыслов и метафоры. «Сектор газа» – это панк-культура, протестная музыка русских 17-летних, с эдаким сермяжным местным порывом всегда полезть на рожон, противопоставить себя миру. Юрий Хой со всем этим очень точно попал в тогдашний запрос молодежи. И еще ему был дан уникальный природный талант – несмотря на нарушение всех норм и правил, он не кривил душой и не кривлялся, песни шли у него искренне, как бы сами собой. Он так чувствовал и так жил. Сейчас его пытаются перепевать, но ничего не получается, не хватает той самой единственной интонации, которая и определяет – это Хой. Повторить «Сектор газа» так же невозможно, как «Аквариум» или «ДДТ». Кстати, я сам не являюсь фанатом Хоя, в свои студенческие 90-е на него не ходил, лично не знаком. Но именно это дистанцирование помогло мне разглядеть в Юрии Клинских абсолютный культурный феномен. Если бы я, например, сделал фильм про свою любимую воронежскую рок-группу «Акклюзия» с Денисом Пожарским или «Молотов Коктейль» со Стасом Юхно, то вряд ли бы он собрал целые залы в Петербурге и Москве. Хотя, на мой вкус, они играют в тысячу раз круче, чем Хой. Но вот Юры уже 22 года как нет, а его группа остается популярной у последующих поколений подростков и молодежи. Если говорить объективно – Воронеж дал миру и стране только два музыкальных бренда. Мордасова и Хой. Мы намеренно снимали этот фильм под большой экран. В этом противоречии – формы настоящего кино и содержания о панк-раздолбаях 90-х – и состоит главный художественный прием, который помогает всем разглядеть феномен Хоя. Мы о воронежском хулигане с «Ваев» рассказываем как, например, об оперной звезде.

Воронежский сектор

– Как родилась сама идея снять этот фильм?

– В 2019 году я приехал в Воронеж с фильмом «Юра, музыкант» про Шевчука и его группу «ДДТ». Во время интервью на радио, где разыгрывался билет на фильм, один парень спросил меня в открытом эфире: почему я снимаю про Шевчука, если в Воронеже есть своя рок-легенда «Сектор газа»? Это стало для меня импульсом. Ведь живы люди, которые играли вместе с Хоем еще в первом составе – Алексей Ушаков, Игорь Кущев, Саша Якушев. И у нас с Юрием Клинских по Воронежу оказалось много общих друзей. В том числе оператор воронежского НТВ Олег Золотарев. Олег стал одним из главных героев фильма. Ведь он в свое время снимал Хоя всюду. И вот все эти эксклюзивные исходники жгли руки, я понимал, что это все очень ценно, любой фанат Хоя душу бы продал за такие съемки. В общем, я понял: надо делать фильм.

 

– Вы назвали Хоя гением времени и места. Как «Сектор газа» определяет именно место, воронежскую среду 90-х?

– В ироничном определении это «жлоб-рок», с его нарочитой «колхозностью». Ведь в жизни Юра так не разговаривал. «Я ядреный, как кабан», «мой выщип шухерной», «уеду я отседа на Воронежский пятак» – все это очень удачная, попавшая в цель стилизация чернозема, эдакой народной сермяги. Такого явления в истории русского рока прежде не было. Была московская рок-лаборатория, свердловский, ленинградский рок-клубы: «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Алиса», «Ария», «Черный кофе» – эстетствующая рафинированная тусовка. А вот Юра с воронежского района ВАИ сделал свою абсолютно уникальную рок-историю. Это и есть гений места. На нашем закрытом показе «Хоя» в Москве Артемий Троицкий по видеосвязи отметил, что поставил бы Клинских в один ряд с Юрием Шевчуком и Егором Летовым, потому что только эти три парня в русском роке выбивались из всей русской рок-тусовки в сторону подлинной народности, настоящей искренности.

Все пазлы

– Одна из сюжетных линий фильма – личная жизнь Юрия Клинских, наркотики и загадка смерти.

– Есть две версии его смерти, обе в фильме представлены. Одна – передозировка наркотиков. Вторую озвучивает друг детства Хоя Игорь Лобашов: удавшаяся попытка убийства музыканта через наркотики с целью ограбления. Игорь уверен, что такое количество наркотиков человек сам в себя вкачать не мог. Его «передознули» намеренно, чтобы потом ограбить. Не исключено, что и любимую девушку Юрия Ольгу Самарину тоже намеренно подсадили на героин – чтобы она потом подсадила его, и тогда можно было бы качать из него деньги. Но эти версии в фильме – не главное. Главное – разглядеть эту невероятную траекторию с воронежского района ВАИ до каждого ларька в стране, до таллинского международного рок-фестиваля наравне с американской группой «Ред Хот Чили Пепперс». Сложить воедино все пазлы в судьбе Юрия Клинских и в истории русского рока.