Газета,
которая объединяет

Гудбай, Америка

В российской истории McDonald’s поставлена «вкусная точка»
Рубрика: Социум№46 (2600) от
Автор: Наталия Осадчая

Закрытые рестораны быстрого питания «Макдоналдс» на протяжении нескольких месяцев вызывали повышенный интерес горожан. Возобновится или нет работа этой популярной сети питания? И вот она вернулась к нам в новом, теперь российском, исполнении.

Шахматный «Мак»

Когда в Воронеже в 2002 году открывали ресторан быстрого питания McDonald’s, в городе говорили: значит, нас уже миллион, мол, «Мак» приходит только в те города, где есть столько жителей.

С тех пор минуло 20 лет. Лишь в 2022 году Росстат официально признал Воронеж городом-миллионником. Но именно в этом году американская сеть быстрого питания покинула не только наш город, но и Россию.

Первая точка McDonald’s в Воронеже появилась на проспекте Революции, 32а. Здание было выполнено в шахматной стилистике, перекликаясь по тематике с шахматным сквером, где любители интеллектуальной игры собирались еще с 50-х годов прошлого столетия. А колонны здания отсылали к шахматной ладье и колонне, на которой установлен бюст Митрофана Пятницкого – фасад «Мака» выходил как раз к монументу основателя первого русского народного хора. Таким образом, американская сеть сразу приобретала самобытные черты той местности, где обосновывалась, превращаясь в российский вариант.

Проект первого ресторана создавала местная компания, а вот платили за строительство американцы. Сообщалось, что в одну только модернизацию наружных инженерных сетей было вложено более 1 млн долларов.

Мода на доступность

Первый воронежский «Мак» был рассчитан на 170 посадочных мест, с наступлением весны открывалась летняя веранда на 30 мест. Кроме того, с улицы можно было купить быстрый перекус в окошке «МакЭкспресс».

Здесь работало несколько десятков человек, к которым предъявлялись строгие требования: опрятно выглядеть, четко соблюдать правило «клиент всегда прав». Подход к персоналу был «штатовский»: вы являетесь членами крупной американской корпорации и гордитесь этим, вы можете продвигаться по карьерной лестнице при добросовестном отношении к делу и активности (перспективы роста были даже у уборщика).

Открытие «Макдоналдса» в Воронеже сопровождалось почти таким же ажиотажем, как в первом «Маке» в Москве, который появился в 1990 году – McDonald’s для нашей страны был неким окном в западный мир.

В нашем городе в первый день заведение приняло в десятки раз больше посетителей, чем рассчитывали.

Ходить в «Макдоналдс» стало модно. Для быстрых перекусов существовали «Русский аппетит» и «Робин Сдобин», а «Мак» стал действительно рестораном. Просто очень-очень доступным, демократичным.

Популярным было устраивать там праздники для детей. Аниматоры, специальные комплексные блюда для ребятишек с игрушками приводили в восторг детвору. Доходило до того, что некоторые дети отказывались от всякой пищи кроме «Хеппи мил» из «Макдоналдса». Моя знакомая вынуждена была обратиться к психологу, чтобы помочь семилетнему сыну вернуться к обычному питанию.

Смена владельца

К 2018 году в Воронеже и пригороде насчитывалось уже десять точек «Макдоналдса», которые располагались как в отдельных зданиях, так и на территориях фуд-кортов в торговых центрах. Параллельно работали окна «Мак­Авто», чтобы покупать еду, не выходя из машины. Шахматных дворцов больше никто не строил.

В целом в России к концу 2021 года работало 847 ресторанов сети «Макдоналдс», при этом компания управляла лишь 84% точек на российском рынке, 130 заведений работали по франшизе.

Весной 2022 года, в связи с началом спецоперации на Украине, компания заявила, что покидает российский рынок. В то же время было принято решение не просто закрыть рестораны, а продать их местному производителю без сохранения названия и логотипа. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что все сырье для российской сети производилось у нас в стране, а потому посетители не заметят смены владельца.

12 июня в России начали открываться рестораны бывшего «Макдоналдса» под брендом «Вкусно – и точка». Новый владелец сети Александр Говор в интервью «Известиям» рассказал, что русскоязычный бренд для ресторанов создавала старая команда – с учетом множества ограничений, наложенных американской корпорацией.

Он пояснил, что российский бизнес McDonald’s был продан с существенным дисконтом. В случае если продавец в течение 15 лет решит выкупить его обратно, то Говор сохранит права мастер-франчайзи всех точек сети.

«У нас амбициозные планы: в течение, может, четырех-пяти лет довести число ресторанов до тысячи», – сообщил Говор.

Обед
в «Точке»

В Воронеже новые заведения на месте бывшего «Мака» начали открываться с 27 июня. Таковых сейчас три: на проспекте Революции, на ул.Генерала Лизюкова и ул.Димитрова.

И вновь открытие теперь уже российской сети «Вкусно – и точка» вызвало ажиотаж у фанатов фастфуда – на улицах в первые дни после начала работы общепита упорно выстраивались очереди. Конечно, не многотысячные, как когда-то в Москве, но тем не менее...

В соцсетях, как и водится, развернулось массовое обсуждение «за и «против». Как обычно, нашлись русофилы, ратующие за борщ и жареную картошечку по-домашнему и осуждающие в целом систему быстрого питания, особенно западную. Поскольку эта статья не преследует цель проповеди здорового образа жизни, мы оставим спорящих и выясним, насколько довольны воронежцы заменой культового ресторана.

Поклонников «маковского» фастфуда огорчило пока отсутствие в новом меню некоторых фирменных блюд – бургеров «Биг Мак» и мороженого «Макфлури». Дело в том, что название и рецепт того же «Биг Мака» принадлежат McDonald’s, и готовить в новой сети его нельзя. Впрочем, в компании заверяют, что специалисты работают над созданием аналога, который, обещают, понравится любителям бургеров.

Не оценили некоторые посетители и «колу», которая показалась им разбавленной. Вкус напитка изменился, скорее всего, из-за смены поставщика, предполагают в заведении. Большинство же отобедавших говорят, что не заметили разницы во вкусе.

Цены поднялись, хотя и не критично, на большинство блюд – на несколько рублей.

Кстати

Самое первое заведение братьев Ричарда и Мориса МакДональдов открылось в 1940 году в калифорнийском городке Сан Бернардино. Это было обычное кафе для автомобилистов. Первый ресторан носил название «McDonald’s Famous Barbeque» и предлагал своим посетителям около сорока наименований зажаренного мяса. В 1948 году братья поняли, что основной доход им приносит продажа гамбургеров, после чего решили поставить их производство на конвейер.