Газета,
которая объединяет

Потешные полки

Военное дело в художественной галерее
Рубрика: от
Автор:

По дороге из «Нефты», где на днях открылась выставка под названием «История одного сражения. Игра в солдатики», в голове вертелся Окуджава, которого, кажется, в последний раз я слушала в прошлом веке. «Отшумели песни нашего полка, отзвенели звонкие копыта…», «Простите пехоте, что так неразумна бывает она…», «Был солдат бумажным…»

Да-да, выставка не только предложила необычные экспонаты – она их еще и оживила, одухотворила. Вернее, не она, а они – авторы экспозиции, воронежские художники Сергей Горшков, Валерий Мишунин и Сергей Попов. Друг на друга, замечу, не похожие ничуть; общего у них – разве что интерес к теме. А раскрыла ее эта троица, что называется, играючи.

Не без лирики

И еще раз Окуджава: «Ах, война! Что ты сделала, подлая!..» Думается, ради того, чтобы проклятья такого рода никогда больше не звучали в наших умах и душах, организована новая выставка: легкая, остроумная, выплескивающая на зрителя море позитива. И это тем примечательней, что смех и военное дело – не самые совместимые вещи…

Роскошная инсталляция «Оружие победы» (где с красным знаменем СССР соседствует, к примеру, знамя армии эльфов) – чуть ли не во всю галерейную стену. Это – сочинение изобретательного Сергея Горшкова, которого соавторы выбрали экспозиционером. То есть – составителем выставки. Его же творения – деревянные и металлические солдатики, щелкунчики, потешные фигурки при известной атрибутике. Валерий Мишунин представлен гигантскими пестрыми (на манер лоскутного одеяла) панно – тканевыми. А Сергей Попов – живописью. Не все его полотна – батальные (хотя есть и такие), много в экспозиции пейзажей: наших, среднерусских. Беспроигрышный, в принципе, вариант: пейзаж – он и на войне пейзаж.

Поскольку Сергей Попов известен куда меньше, чем Горшков и Мишунин, представлю его отдельно. Детство и юность прошли в поселке Краснолесный. Там же, в местном ДК, Сергей занимался в студии изобразительного искусства. После армии получил специальность художника-оформителя, а в 2007 году пришел в иконописную мастерскую. С тех пор в составе творческой группы принимает участие в росписи храмов. Поэтому сейчас работает не только в жанре пейзажа, но и над созданием иконописных образов. По стилистике работ видно: любит Левитана и Коровина. А поскольку – и какой же русский не любит этих мастеров, выставленная в «Нефте» живопись Попова зрителем воспринималась весьма благодушно.

Большое и маленькое

Тон, однако, празднику задавал незаменимый в таких случаях Сергей Горшков. Свобода его мыслей и действий местами заставляла усомниться: уж не в «ХЛАМе» ли мы находимся? По логике (и опыту), только площадка воронежской галереи современного искусства приветствует эпатаж практически в любом его виде – был бы он художественно интересным, состоятельным. «Нефта», правда, тоже никогда самоцелью не ставила строгую приверженность классическому искусству, не зацикливалась на показе «официальных» профессионалов. Но тут галерея превзошла саму себя, и я отмечаю это обстоятельство с радостью и удовольствием!

Главный идеолог «игры в солдатики», Горшков, явился на мероприятие в соответствующем прикиде: мундир, пояснил Сергей, – настоящий. Родная форма, в которой он в армии служил, в Таманской гвардейской дивизии. Голову художника украшала каска, также личная. Иначе в «сражения» не ходят. И полки за собой не водят…

– Я, кроме своих работ, принес на выставку коллекционных солдатиков – старых, советских, – рассказал художник. – Очень их люблю; в какой-то степени они для меня – образец культуры: лаконичной, выразительной, яркой. Несмотря на маленький размер, большое впечатление производят. Что же касается игры в солдатиков – думаю, все мужчины, независимо от возраста, так или иначе ею балуются. Едва выучившись ходить и говорить, мальчишки берут палки и играют в войну. Начинают самостоятельно мастерить сабли и пистолеты из дерева и жести. Постепенно этот арсенал пополняется игрушечными автоматами, пулеметами, пушками, танками и ракетами. Собираются целые армии солдатиков, устраиваются грандиозные сражения, в которых малолетние генералы совершают подвиги и освобождают свою страну от фашистов и других злодеев.

Мужские игры

Дальше – известно что: юноши идут в армию, где полно не только трудностей, но и романтизма. Учатся стрелять из настоящего орудия, выполнять настоящие боевые задачи. По заверению Горшкова, «дымка» военных приключений, случившихся в армии, тянется за человеком всю его последующую жизнь. И нормальный мужчина, опять же, постоянно думает о том, сможет ли он, способен ли при необходимости защитить свою родину, свою любимую, своих близких.

Судя по тому, что я видела на выставке, настоящие мужчины в Воронеже не перевелись. Да еще женщин на «военный» лад оказались способны воспитывать: скомандовал Сергей построиться в колонну по два и маршировать по залу – желающих нашлось едва ли не на целый взвод. Он браво несколько раз продефилировал мимо зрителей, а дальше действо перешло на «соло».

Первым исполнил его художник Евгений Чепурин, под бубен в течение десяти минут певший песню из двух слов. «Концертный» костюм вокалиста был подписан со спины: «Коко шинель». В награду за выступление Чепурин получил армейский сухой паек: неуклюжий сверток из грубой бумаги, перетянутый пеньковой веревкой. И, кстати, не он один пришел в тематически выдержанном костюме. По залу ходили люди, облаченные в настоящие противогазы – зрелище не для слабонервных.

Колорит встречи усугубил праздничный стол, к которому «примкнули» как военные, так и штатские. Ассортимент яств радовал глаз. Нет, это были не водка и селедка. А водка и консервы: «Бычки в томате», килька в нем же. А еще – сгущенка, гречневая каша в жестяной банке и т.п. Сухари – тоже первая солдатская еда…

Резюме собравшихся звучало дружно и однозначно: насколько лучше стала бы наша взрослая жизнь, если война была бы только игрой, которой забавляются дети. Никаких бед и несчастий, одни приключения.