Газета,
которая объединяет

Сеть для будущего

Рубрика: от
Автор:

Институт фонда «Общественное мнение» обнародовал результаты исследования: с 2008-го по 2011 год число пользователей Интернета в нашей области выросло в четыре раза. На сегодня уже 753 тыс. воронежцев освоили для себя Сеть – т.е. порядка 34% от населения региона. Если учесть, что каждый четвертый пользователь проживает в сельской местности, нетрудно подсчитать – в Воронеже к Интернету приобщилось более половины горожан.

То, что происходит, не просто прогресс, это изменение самих основ человеческой коммуникации, плюс – тотальные перемены в сфере СМИ, политики и государственного устройства. На этом пути в будущее очень важно не отстать – как для каждого отдельного человека, который намерен отстаивать свое место в окружающем социуме, так и для отдельных предприятий, ведомств и структур. Мне, скажем, по роду занятий ближе и понятнее проблемы печатных изданий. Им предстоят  масштабные перемены. Российская Ассоциация распространителей печатной продукции уже пытается найти какой-то компромисс между «бумагой» и Сетью: предлагает изменить стандарт киосков, реализующих прессу. В частности, расширить их, превратив в павильоны, установить там точки доступа в Интернет, расположить платежные и справочные терминалы, оказывать в помещениях курьерские услуги, выдавать пользователям Сети товары, заказанные по Интернету. Плюс – превратить подобные киоски в канал связи между населением и органами местной власти, чтобы человек мог при желании сделать необходимый запрос в районную управу или мэрию, пожаловаться на нерадивого чиновника, внести предложение своему депутату.

Теоретически мне такая концепция нравится. Другое дело, кто будет вкладывать деньги в создание таких точек с крайне сомнительной окупаемостью? Но печальнее для меня другое: пусть гипотетически, но план спасения у сети распространения печатной продукции есть. А вот у самих бумажных СМИ с этим хуже. Они продолжают терять читателей и, как следствие, рекламодателей. В последнем квартале прошлого года затраты работающих на российском рынке компаний на рекламу в Сети составили 12 млрд. руб., тогда как в печатных СМИ – лишь 9,6 млрд. руб. Телевидение пока лидирует – 33,2 млрд. руб., но, уверен, и это вопрос времени. ТВ как таковое тоже начинает переживать кризис: ему на смену приходит производство программ, которые все выгоднее размещать в той же Сети.

Но ситуация со СМИ – лишь верхушка айсберга. Обратите внимание, банки уже начали активно переводить своих клиентов на онлайн-счета. Через Сеть вы можете платить за квартиру, делать покупки, переводить деньги с карточки на карточку. А на днях Минфин России выступил с инициативой – жестко ограничить хождение наличности в стране, обязав граждан совершать крупные покупки только посредством карточек. При этом финансисты предлагают запретить выдачу зарплат купюрами: пусть за свой труд люди получают деньги прямо на счета.

Мы еще никак не добьемся установки счетчиков коммунальных ресурсов на каждом доме, а будущее уже торопит: скоро мы перестанем заполнять жировки – автоматизированные датчики сами передадут данные об объеме потребленной воды или газа в специализированные центры.

В конце концов, в Интернет уходят и более глобальные вещи, например, политика. «Арабская весна», события в Иране, наши собственные митинги «протеста» или «поддержки» – все организуется через Сеть. Через нее же распространяются идеологии. Теперь это не кумачовые плакаты или бумажные лозунги, это даже не статьи или телепередачи. Инструменты влияния включают в себя ролики, клипы, ссылки, цитирование, оперативный обмен информацией и многое другое. И хотя за этими процессами практически всегда стоят «режиссеры», на самом деле их влияние не так существенно, каким видят его они сами: Интернет столь динамичен и непредсказуем, что управлять им сегодня – все равно что делать прогноз погоды на следующую зиму.

В это же время попавшие в Сеть ролики приводят к увольнениям полицейских и чиновников. Блогеры заставляют оправдываться министров и добиваются отмены многомиллионных контрактов. Налицо абсолютно новый инструмент гражданского контроля, который само общество еще только нерешительно вертит в руках, как ребенок новую игрушку.

И на этом фоне сегодня формируется своего рода «революционная ситуация» – та самая, когда «низы не хотят, а верхи не могут». Речь не о политике, а о коммуникативных возможностях тяжелой государственной машины, базирующейся на миллионах отдельных чиновников. Век Интернета органически отторгает стиль «кабинетной власти», с ее приемными, справками и согласующими подписями. А наверху продолжаются разговоры лишь об этапах введения «электронного правительства». Разрыв между требованиями наступающего будущего и того, насколько готова к нему государственная машина, все возрастает. И на сегодня – это самая опасная тенденция, связанная с проникновением Интернета в нашу жизнь.