Газета,
которая объединяет

Лекарство против морщин

«ШУРФ» нового формата прошел в Воронеже
Рубрика: Культура№ 10 (1437) от
Автор: Сергей Попов

Социальная сеть для музыкантов shurf.ru при поддержке городской администрации провела очередной, одиннадцатый по счету музыкальный фестиваль «ШУРФ-Зима-Жара-2012»: двухдневный марафон принимал развлекательный комплекс «Космос». Напомним, что изначально «ШУРФ» полностью соответствовал расшифровке своей аббревиатуры: был школьно-уличным рок-фестивалем. Каковым и оставался вплоть до этого года: в традициях мероприятия числились выступления преимущественно местных рок-составов.

И вот пришло время изменить формат, обратив внимание на коллективы хип-хоп, фанк, трип-хоп, инди-направлений. На сей раз в оргкомитет было подано более ста пятидесяти заявок на участие – из городов, находящихся за тысячи километров от Воронежа (Калуги, Санкт-Петербурга, Томска, а также Украины, Беларуси и Казахстана). Экспертный совет выбрал восемь из них.

В одни ворота

Еще одна приятная особенность: к «ШУРФу»-2012 проявил интерес известный продюсер, писатель, журналист и основатель музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн» Александр Кушнир – человек настолько авторитетный, что смысла быть неискренним у него нет. Эксклюзивная беседа «Берега» с гостем – впереди, пока же – пара ремарок.

На лекции, прошедшей для желающих в рамках фестиваля, Кушнир посетовал, что за те двадцать лет, в течение которых он исследует русский рок, не то что не открыл ни одной группы из нашего города, даже ни одной демо-записи с воронежским обратным адресом не получил.

Печально, но факт. По-настоящему хорошие группы в Воронеже если и есть, то «шифруются по углам». И никому, кроме круга друзей-единомышленников, не известны. Что и подтвердил фестиваль: по ощущению, Воронеж опять проиграл в одни ворота всем, кому только можно. И Москве, и Екатеринбургу, и Томску. Когда же у нас наконец появится та молодая шпана, что сотрет старую с лица земли?..

Курит Димок

Однако – ближе к делу. Первый фестивальный день открыл «Токай». Коллектив хорошо известен любителям местной рок-музыки: существует далеко не первый год и выступает на публике достаточно регулярно. Боеспособную форму ребята подтвердили и в этот раз: звучали они достаточно неплохо. Жаль, правда, музыка банальна донельзя. Но если формальный момент еще более-менее был соблюден, то с содержанием – конкретные проблемы. «Вьется дымок – это курит Димок» – как вам такой перл?

Впрочем, дальше было еще хуже: последовавших за «Токаем» белгородцев «White Sound» душа поэта (то есть, извините за скромность, моя) просто не вынесла. Пришлось пойти подышать морозным январским воздухом. Описать это «черт-те что с женским вокалом» толком не могу.

Звездный час

Еще чуть-чуть – и скука накрыла бы с головой. Но тут появились «Jack wood», «горькие говнюки» (по их собственному выражению – я к этому определению отношения не имею) из Томска, заботливо привезенные на фестиваль Кушниром в качестве подарка искушенному местному меломану. Их «lo-fi high blues» вызвал просто истерию в зале: возникло стойкое ощущение, что «до» и «после» концерт слушали две совершенно разные аудитории.

Разговоры об этом «сибирском чуде» не смолкают в воронежской музыкальной тусовке и посейчас. С визуальной стороной дела действительно был полный порядок: вокалистка и гитаристы выглядели просто ну очень-очень колоритно (причем как во время своего сета, так и вне его). Музыкальный материал тоже оказался интересен и нетривиален.

Но вот англоязычные тексты сразу хочется занести в минус. Полноценно воспринять со сцены иноземные слова способен лишь какой-нибудь крутой полиглот. Таких граждан на «ШУРФе» не было, чего музыканты почему-то не учли. В России, думается, надо все-таки петь по-русски. В противном случае – не питать никаких иллюзий на тему «понимания аудиторией».

И все же «ШУРФ-зима-жара 2012» стал явно звездным часом для «Jack wood». Кушнир почти не преувеличил, сообщив мне за пару часов до выступления группы, что «вот эти ребята разнесут к чертям кинотеатр «Космос». Но не нужно расстраиваться – оно того стоит, а кинотеатров в Воронеже, наверное, еще много». Знакомые на следующий день наперебой принялись сообщать, что нашли в Интернете записи коллектива и, мол, «это так круто, что просто сил никаких нет». Ну, не знаю. Группа, конечно, явно необычна, но все же столь мощный «выстрел», кажется, ей обеспечила предшествующая в фестивальном сет-листе серость. Неинтересно, безвкусно: такой фон – благодатная почва для произрастания чего-то яркого.

Неспродюсированные хэдлайнеры

В каждый из двух фестивальных вечеров были заявлены хэдлайнеры: импортированные из музыкально продвинутых городов России весьма известные коллективы. На первом концерте материализовались московские альтернативщики «Tracktor Bowling» и довольно интересная екатеринбургская группа «Alai Oli». На следующий день в этом почетном статусе выступили москвичи «Амели» и ростовская хип-хоп группа «Песочные люди».

Пожалуй, «Alai Oli» во главе со стильно одетой Олей Маркес продемонстрировали самый осмысленный и тонкий (в рамках фестиваля) материал. У группы в прошлом году вышел третий альбом, «Satta Massagana». Так что нашлось, чем порадовать воронежскую публику. Хотя, конечно, влияние «Комитета Охраны Тепла» в музыке «Alai Oli» чувствуется совершенно явно. Причем фронтвумен, та самая Ольга, этого совершенно не скрывала, признавшись в личной беседе, что «Комитет…» – группа, с которой и началось увлечение девушки музыкой. В общем, материал показался крайне приятным и местами даже интересным. Но уж очень неравноценны песни. Вот наслушаешься подобного «полуфабриката» – и понимаешь, насколько прав был лидер группы «Центр» Василий Шумов, сказавший как-то, что главной бедой отечественной рок-музыки является ее неспродюсированность. Отдать бы на какое-то время «Alai Oli» в руки мастеру: глядишь, и помог бы талантливым музыкантам записать суперальбом. А пока что – да, хорошо, но не более того.

Альтернативные рокеры «Tracktor Bowling» выдали весьма нехилый сет: по крайней мере, любители творчества группы должны были остаться довольны. Жесткий рок с женским вокалом и «околофилософскими» текстами сейчас очень востребован, так что удивляться популярности коллектива не приходится. Тем более, что диски группы выпускаются крупными лейблами «Союз» и «Moroz Records», а сам бэнд с момента смены вокалистки в 2005 году превратился из «подающих надежды» в одного из лидеров своего жанра.

Внимание – к периферии

Как заявил один из организаторов «ШУРФа», Дмитрий Малахов, дирекция фестиваля ставит целью порадовать воронежцев не только знакомыми и любимыми командами, но и теми, которые нашим землякам прежде известны не были.

Такие заявления, конечно, радуют. Тем более, что в России есть масса очень интересных музыкантов, необязательно москвичей и петербуржцев – периферия нередко тоже цветет и пахнет. Увидеть на следующем «ШУРФе», скажем, нижегородский «Хроноп» или самарскую «Контору Кука» было бы очень и очень здорово. Потому что Воронеж, думается, постепенно становится тем городом, где способны оценить по достоинству нестандартные и творчески ценные явления.

Пока же будет правильным поблагодарить за прошедший музыкальный праздник его организаторов и спонсоров. Вкусовые пристрастия – дело сугубо личное. А если говорить объективно – подобные фестивали заметно способствуют усилению интереса к немейнстримовой музыке все большего количества народа. Это ли не замечательно?