Газета,
которая объединяет

Проанализировать свою жизнь

Ведущий врач-биохимик страны – о лабораторных возможностях сохранения здоровья
Рубрика: Социум№52 (2703) от
Автор: Ольга Бренер
Вопреки санкционным барьерам в начале июля в Москве начала работу новая лаборатория – крупнейшая по площади и оснащенности в России. Ее открыла группа компаний ИНВИТРО, однако этот исследовательский комплекс стал новой ступенью не только для развития собственных лабораторных мощностей, но и для всей отечественной лабораторной диагностики. Новый уровень исследований будет доступен широкому кругу пациентов, обеспечивая при этом наивысшую точность и достоверность анализов, в том числе в срочном режиме, от одного до нескольких часов с момента поступления биоматериала в лабораторию – утверждают руководители флагманского лабораторного комплекса. Лабораторные исследования здесь выполняются и для воронежских пациентов.

На открытии новейшего лабораторного производства в Москве побывал корреспондент нашей редакции. Могут ли воспользоваться передовыми исследовательскими технологиями пациенты по полису ОМС? Достаточно ли прохождения диспансеризации в своей поликлинике, чтобы быть спокойным за свое здоровье? Насколько бывает разумным лечение антибиотиками? И почему у внешне здоровых россиян может быть выявлен сифилис? Обо всем этом наш корреспондент поговорил с заведующей клинико-диаг­ностической лабораторией «ИНВИТРО-Москва» Еленой Чащихиной.

О доступности и «человеческом факторе»

– Елена Вячеславовна, могут ли к вам обращаться для проведения бесплатных исследований пациенты, в том числе воронежцы, с полисом ОМС?

– Напрямую – пока нет. Но у нас заключены договоры со многими лечебными учреждениями, работающими по квотам ОМС. Пройти исследование в нашей флагманской лаборатории возможно по направлению такой клиники.

 

– На этом лабораторном производстве все автоматизировано?

– Да. Мы стремимся к этому. В некоторых подразделениях лаборатории автоматизация уже достигла 95%. Мы стараемся максимально исключить влияние человеческого фактора. Но все результаты анализов проходят тройную проверку: сначала техническую и технологическую, а затем их просматривает врач.

 

– Врачи все больше говорят о преимуществе человеческого фактора в исследованиях. Были случаи, что «на автомате» пропускали даже лейкемию.

– В биохимических анализах ничего такого пропустить невозможно. Делать их вручную – это значит сидеть врачу с «пипеточкой», неустанно смешивать биоматериал и реагенты в кюветах и далее каждый параметр последовательно измерять на спектрофотометре на определенной длине волны. А чтобы не пропустить лейкемию и ряд других сложных диагнозов, существует лаборатория у нас этажом выше. Там тоже все предельно автоматизированно – но до определенного экспертного уровня, когда действительно необходимы просмотр и валидация врачом-экспертом. В целом же, например, в биохимической лаборатории уровень автоматизации у нас составляет 95%. Также до сих пор частично вручную выполняется лабораторная диагностика сифилиса. И положительные результаты на наличие антител к сифилису при исследованиях стали выявляться гораздо чаще.

О сифилисе

– С чем это связано?

– Одна из основных причин – печальный результат повсеместного и бездумного потреб­ления россиянами антибиотиков. Их по-прежнему можно беспрепятственно купить в любой аптеке. В результате течение сифилиса приглушается, симптомы на начальном этапе становятся незаметными. А «натренированные» трепонемы – бактерии-спирохеты – уже начинают противостоять действию антибиотиков и продолжают разрушать организм. Но на начальном этапе определить заболевание все чаще можно только лабораторно.

О бактериях
и антибиотиках

– В бактериологической лаборатории нового комплекса у вас проводятся исследования на определение вида бактерии, ее чувствительность к тому или иному ряду антибиотиков. Значит ли это, что перед назначением антибактериальной терапии правильно было бы направлять пациента на такой анализ?

– Да, мы делаем именно так. Когда при исследовании выявляем микроорганизм, который в значимом количестве является патогенным, то обязательно исследуем его на антибиотикочувствительность. Обязательно выясняем, какая бактерия «выросла» при бакпосеве и какие антибиотики в итоге нужно принимать. А бывает, что ничего при этом исследовании и не «выросло», или же выявили, что микроорганизм является условно патогенным, и тогда никакие антибиотики не назначаются. А еще бывает, что некоторые лаборатории огульно проверяют антибиотикочувствительность к любым выявленным бактериям, даже не являющимся патогенными. И врач начинает лечить. Так мир оказался перед глобальной проблемой антибиотикорезистентности, и многие смертельно опасные инфекции могут снова стать неизлечимыми. По этой причине, если, например, при бакпосеве у пациента с бронхитом наши лаборанты определяют нормальную, а не патогенную флору, то мы не будем ставить тест с антибиотикочувствительностью и выдавать его в результате. Ведь любой организм всегда заселен какими-то бактериями, в том числе ему нужными. Наши бактериологи в первую очередь заботятся о том, чтобы по России не ударила фатально мировая проблема антибиотикорезистентности.

 

– То есть если врач, услышав хрипы в легких, назначает антибиотики без предварительного направления на бакпосев – это неправильно?

– Такой эмпирический способ лечения применяется у нас в стране довольно часто, и, наверное, он не всегда правильный. Но опытный врач даже по клиническим признакам и общему анализу крови может определить, бактериальная или вирусная природа бронхита. И если клиника соответствует бактериальной инфекции, то назначаются антибиотики широкого спектра действия. Часто, чтобы избежать осложнений, это может быть оправдано. А вот если врач сомневается, то надо не «полечить», а направить на бактериологическое исследование.

О диспансеризации
и чек-апах

– Страна снова разворачивается к отечественным принципам профилактического здравоохранения, в поликлиниках людей все более активно приглашают на бесплатную диспансеризацию. Достаточно ли ее алгоритмов, чтобы «ничего не пропустить», или же будет разумным дополнительно пройти частный чек-ап?

– Я скажу так – даже самая «плохая» диспансеризация лучше, чем ее отсутствие. Например, когда сотрудников всех российских медорганизаций жестко обязали проходить профосмотр, знаете, какая обнаружилась среди коллег-женщин эпидемия рака молочной железы? Так что ежегодная диспансеризация важна и необходима. И кстати, она включает часть тех обследований, которые входят в чек-апы, предлагаемые частными клиниками. Единственное, что, на мой взгляд, было бы разумно сейчас добавить в государственную диспансеризацию или пройти дополнительно самому человеку из лабораторных исследований – это обследование на наличие гепатита и сифилиса. Это, повторю, то, что стало среди нашего населения выявляться часто.

О санкциях

– Как перераспределилась география поставок вам лабораторного оборудования и реагентов в условиях санкций?

– Да, мы, как и все, были вынуждены частично перейти на других поставщиков, и это в большинстве случаев Китай. Их реагенты и прежде были на нашем рынке, но тогда нас эти поставки по ряду причин не устраивали. При этом нам удалось провести импортозамещение на тех отрезках работы, где это оказалось необходимо, без потери качества. То есть без изменений по уровню точности исследований и срокам выдачи результатов пациентам.