Валентин Селютин:

«Взять образование»
– Воронежскому институту экономики и социального управления в следующем году исполнится 30 лет. Что за это время изменилось, как вы оцениваете ситуацию с высшим образованием?
– Воронежский институт экономики и социального управления был создан в 1995 году. Мы постоянно находимся в движении, в поиске новых интересных форм и программ для наших студентов и абитуриентов. Основная проблема, с которой сталкиваются наши студенты – это исключительная динамичность жизни, технологий, вызовов. И задача всех наших преподавателей – подготовить специалистов, которые будут быстро адаптироваться ко всем вызовам и изменениям. Люди нашего поколения поняли, что в XX веке в вузе обучали студента, по сути, ремеслу. Выпускник распределялся, включался в работу, и очень часто всю жизнь трудился в одной из организаций, передвигаясь по карьерной лестнице, и за всю жизнь имел 3-4 записи в трудовой книжке. Сейчас успешные выпускники часто меняют не только место работы, но и сферу деятельности.
Адаптивность – самое востребованное качество выпускника. В ближайшее время система высшего образования поменяется. Мы сейчас готовим программы обучения так, чтобы уже после окончания вуза наши выпускники имели хорошую первичную подготовку чиновника, политолога, экономиста, психолога.
В целом в институт уже приходят подготовленные молодые люди. Недостаток, в общем, у всех один. Они в 10, 11 классе готовятся к ЕГЭ, усиленно изучают 3-4 предмета, но при этом, конечно, упускают другие знания. Для себя не могу представить, как можно быть врачом, инженером, агрономом, не зная основ исторического и общественного развития. Введение изучения истории для всех направлений очень правильный шаг, но проблем здесь остается очень много.
– Как вы думаете, престижно ли учиться в вашем вузе и как вы оцениваете студентов института?
– Мы готовим не просто работоспособных, добросовестных, ответственных, клиентоориентированных, умеющих работать в команде, коммуникативных исполнителей, но при этом и мыслящих людей, самостоятельных работников. Нам импонирует лозунг не «Получить образование», а «Взять образование», поскольку понятие «получить» предполагает некое пассивное поведение студента: ему что-то навязывается, порой и то, что никогда не пригодится. Престижно ли учиться в институте? Для меня как для ректора – это не самое главное. К сожалению, мы не влияем на концептуальные идеи обучения.
Но то, что бакалавр слабее специалиста, а магистр – это не повышение квалификации, а часто получение нового образования, причем за два года – это аксиома. Наконец мы это поняли на всех уровнях и вносим серьезные коррективы.
Престиж вуза определяют выпускники. Совсем недавно мы презентовали наш вуз в Санкт-Петербурге на форуме «Современные технологии муниципального управления».
Очень высокую оценку получили наши выпускники Плотников С.И. – глава Нижнедевицкого сельского поселения, Валюкас Н.Н. – глава Калачеевского сельского поселения, Назин М.В. – начальник сектора ЖКХ, благоустройства и поддержки гражданских инициатив Новохоперского муниципального района и наш преподаватель-совместитель кандидат политических наук Митяева Е.Н. – руководитель аппарата Рамонского муниципального района.
К слову, на базе института традиционно, при поддержке городского округа г.Воронеж ежегодно проходят курсы повышения квалификации 70-80 муниципальных служащих. Тесная связь с муниципальными образованиями позволяет, с одной стороны, муниципальным служащим держать руку на пульсе всего нового, современного, передового, с другой стороны – преподаватели постоянно находятся в гуще конкретной управленческой практики, максимально приближены к реалиям города.
Думать и выбирать на перспективу
– Можно ли поступить в Воронежский институт экономики и социального управления на бюджетной основе?
– Еще раз хотел бы уточнить, учредителем вуза является администрация городского округа г.Воронеж. Поэтому мы не имеем государственных бюджетных мест. Тем не менее на все специальности как в техникуме, так и по направлениям бакалавриата мы ежегодно принимаем решение о выделении двух бесплатных мест для абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. В этом году преимущественное право получат участники СВО.
Более того, в институте сложилась целая система поддержки наших студентов.
– О чем следует думать будущим абитуриентам института, к чему стремиться?
– Прежде всего, профессию и вуз надо выбирать исходя из того, что на перспективу для вас это должно быть интересно. Такой вариант идеальный. В институте имеются все условия для развития такого интереса. У нас замечательные преподаватели. Не хочу никого выделять, они все не просто талантливы, а нацелены на то, чтобы давать студенту не только теорию, но и практику, и изнанку вашей будущей деятельности.
По специальности «государственное и муниципальное управление» у нас очень много преподавателей, раннее работавших и сегодняшних государственных и муниципальных служащих.
В институте мы меняем подходы по подготовке политологов. На кафедре политологии, управления и регионоведения трудятся три доктора политических наук, два кандидата социологических наук, три кандидата политических наук. За весь период существования института кафедра подготовила 18 аспирантов, 12 из которых удачно защитились.
Мы готовим практически политологов – практиков, которые готовы как сопровождать отдельные политические процессы, так и в них участвовать.