Газета,
которая объединяет

На детях не экономить!

Московские дорожники помогли маленьким острогожцам
Рубрика: от
Автор:

Когда предприниматель хочет оказать спонсорскую помощь детям, то ищет обычно дом ребенка. Оно и понятно: тем, кто остался без попечения родителей, помощь лишней не бывает никогда.

Однако мало кто знает, что есть в области учреждения, помощь которым нужна ничуть не меньше, чем детским домам. Речь идет прежде всего о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, где дети могут ожидать разрешения своей жизненной ситуации годами.

Казенное учреждение Воронежской области «Острогожский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является одним из старейших и самых крупных на территории региона. Здесь одновременно могут находиться до 65 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в то время как в других аналогичных учреждениях обычно насчитывается по 20-25 воспитанников. Но с самого момента своей организации в 1996 году и до недавнего времени учреждение никогда не видело серьезной спонсорской помощи от частных структур.

В конце прошлого года на руководство учреждения через департамент труда и социального развития области вышли представители ООО «Трансстроймеханизация» – крупной московской компании, занимающейся строительством участка трассы М-4 «Дон» в объезд Воронежа. Выяснили, какие проблемы имеются в центре, как их можно решить. А уже в конце прошлой недели руководитель проекта ООО «Трансстроймеханизация» Илья Бокша вместе с директором Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергеем Титовым и корреспондентами «Берега» приехал в Острогожск, чтобы посмотреть, насколько выделенные компанией средства помогли социальному учреждению.

– Посмотрите на это, – и. о. директора центра Лидия Ильяшенко показывает нам старый стеллаж, незаметно стоящий в углу. – Не так давно это было «стенкой», стоящей в игровой комнате.

Сегодня здесь появилась новая мебель. После того, как в учреждении побывали представители ООО «Трансстроймеханизация», решение многих вопросов резко сдвинулось с места. В учреждение были завезены новые кровати, детские шкафчики, стенки, комоды, закуплены стиральные машины, столы для кухни, плазменный и жидкокристаллический телевизоры, аудиотехника, сантехника. И это – не говоря уж об игрушках, одежде, мягком инвентаре. А оргтехника, поставленная в бухгалтерию, вообще произвела фурор. Шутка ли: до этого сотрудникам учреждения подчас приходилось приносить мониторы и ноутбуки из дома!

– Политика компании такова, что мы обязательно берем шефство над каким­-нибудь детским учреждением в регионе, где ведем работу, – говорит Илья Бокша. – Мы изначально рассматривали возможность оказания спонсорской помощи именно подобному центру, ведь если детские дома еще получают что­-то от частных компаний, то о подобных учреждениях потенциальные спонсоры часто просто ничего не слышали.

Слова Ильи Вячеславовича подтверждает и начальник отдела организации социального обслуживания семьи, женщин и детей департамента труда и социального развития Воронежской области Евгения Вечер.

– Я уже 15 лет работаю в органах соцзащиты Воронежской области, из которых пять – на этом месте, – говорит Евгения Анатольевна. – И за все это время вижу только второй случай масштабной помощи нашим учреждениям. Первой была Московская епархия, оказавшая помощь трем более мелким центрам. Но ее нельзя сравнить с той, которая оказывается компанией «Трансстроймеханизация» острогожскому центру – приобретается именно то, что нужно, и в необходимых количествах.

Уход от «остаточного принципа»

Правда, в то, что закуплено все, что нужно, в самой компании пока не верят: уж слишком много проблем имеется в учреждении.

– Мы привезли детские унитазы, стиральные машинки. А их, оказывается, даже нет средств подключить, – говорит Илья Бокша. – В ближайшие дни мы направим туда своих специалистов, которые определят фронт работ по сантехнике, закупят необходимые детали, трубы, переходники и сделают так, чтобы все приобретенное оборудование начало функционировать. И не только оно – как оказалось, здесь имеется современная душевая кабина, которая долгое время не работает только из­-за того, что у учреждения нет денег подключить ее. Кроме того, надо решить проблему с отоплением старого здания социально­реабилитационного центра. Для этого потребуется приобрести котел, подключить его и поставить на обслуживание газоснабжающей организации. Благо, в Острогожске есть отделение «Воронежоблгаза», совместно с которым мы решим эту проблему.

На этом, конечно, работы в учреждении не закончатся. Сегодня здесь есть острая потребность в стягивании анкерами стены, по которой пошла трещина, грозящая обрушением лестничного пролета. Кроме того, еще в 2010 году здесь провалился асфальт, и в образовавшуюся яму (под покрытием находился подвал) упал человек. Так что при желании средства еще есть, куда вкладывать. А желание такое имеется.

– Конечно, мы будем продолжать курировать этот центр все время, пока будем работать в Воронежской области, – обещает Илья Вячеславович. – А работать здесь нам, надеюсь, предстоит долго.

– Вообще, нечасто бывает такое, когда люди приходят и предлагают тебе помощь, – говорит Лидия Ильяшенко. – Обычно сама бегаешь за предпринимателями, просишь. Причем просишь­-то не для себя, а для детей. Ведь за все 16 лет существования нашего центра действительно серьезная помощь оказывалась ему только один раз: при его открытии.

– Конечно, из бюджета на содержание таких учреждений тратится недостаточное количество денег, – соглашается Евгения Вечер. – Бюджет оплачивает так называемые «защищенные» статьи: зарплату сотрудников, питание воспитанников, оплату коммунальных услуг. Все остальное, получается, уже финансируется по остаточному принципу. Поэтому, конечно, огромное спасибо компании «Трансстроймеханизация», которая помогает детям, причем не обычным, а очень и очень проблемным.

Каждая судьба – трагедия

В КУ ВО «Острогожский социально­-реабилитационный центр для несовершеннолетних» действительно поступают дети с очень тяжелой судьбой. Сюда определяют сирот, детей алкоголиков и наркоманов из Острогожского, Репьевского и Лискинского районов. Здесь они ждут, когда решится их судьба: либо их возьмут под опеку, либо определят в дом ребенка. Живут тут и дети с ограниченными возможностями.

– Есть у нас мальчик Сережа, которому 11 лет и у которого ярко выраженные проблемы с психическим развитием, – рассказывает Лидия Вячеславовна. – Его привезли к нам из интерната для глухонемых, где он пробыл около трех лет. Дело в том, что программы обучения счету и письму детей с психическими отклонениями практически идентичны программам, разработанным для глухих детей. Но Сережа, приехав оттуда, даже не умел говорить. А на днях привезли 15-­летнего мальчика, которого обнаружили в Сергиевом Посаде, где он бродяжничал вместе со своими родителями. Он побыл там некоторое время в приюте, потом его перевели к нам, так как он зарегистрирован в Репьевском районе Воронежской области.

Подобные истории можно рассказать, наверное, про любого из воспитанников центра. От хорошей жизни дети сюда не попадают. Зачастую бывает так, что, оказавшись здесь, они даже не могут понять, что делать с обычной едой, подаваемой на обед – им она попросту непривычна. А что уж говорить тогда о конфетах и других сладостях!

Но пожив здесь некоторое время, они раскрываются. Те, кто попросту боялся поднять глаза, начинают петь и танцевать, кто не проявлял склонности к учебе, начинают усиленно получать знания.

– Наши дети очень неприхотливы и вежливы, – говорит руководительница центра. – Сравниваю, например, со своим ребенком, которому очень сложно угодить. Эти же рады любому гостинцу, любому подарку. Они не прогуливают занятия, охотно учатся. У учителей, как правило, к ним претензий нет.

Учиться, правда, детям приходится тут же, в центре. Школа находится достаточно далеко, а у учреждения нет своего транспорта для того, чтобы обеспечивать организованную их доставку до школы и обратно. Одного же ребенка посылать на учебу без сопровождения никто не рискнет. Правда, в штате имеются ставки педагогов, на которые принимаются школьные учителя. Они регулярно приходят к ребятам и проводят с ними занятия, учитывая особенности программы каждого возраста. Впоследствии, если ребенок желает, центр совместно с органами опеки и попечительства оказывает воспитаннику помощь в сборе документов и поступлении в среднее или высшее учебное заведение.

Естественно, никакое социальное учреждение не заменит ребенку семью. Но уж если вышло, что в семье ребенку жить невозможно или небезопасно, то необходимо сделать так, чтобы он имел возможность жить в условиях, максимально приближенных к нормальным семейным. К сожалению, государство создать такие условия может не всегда. И в этом случае помощь тех, кому небезразлична судьба детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, становится особо значимой.