Газета,
которая объединяет

Хитросплетения маршрутной сети

К концу года у Воронежа появится новая схема движения общественного транспорта
Рубрика: от
Автор:

Разработать и утвердить схему поручил муниципалитету глава области Алексей Гордеев. В свою очередь мэр города Сергей Колиух поставил соответствующую задачу перед специалистами профильного управления администрации – организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок. В ближайшее время управление составит техническое задание и объявит муниципальный конкурс на разработку новой маршрутной схемы.

Говорить о ее конкретных деталях пока рано – схема будет формироваться на основании данных о пассажиропотоке, потребностях населения в перевозках, наличии вблизи линии движения социальных объектов и т.д. Но уже сейчас можно сказать о том, что среди принципиальных задач, которые стоят перед разработчиками – разгрузка переполненного транспортом центра Воронежа. Как добиться этого? Можно ли параллельно изменению маршрутной сети решить вопрос обновления автобусного парка? Заработает ли на практике выделенная полоса для общественного транспорта? Обо всем этом и многом другом корреспонденту «Берега» рассказал руководитель управления организации дорожного движения и пассажирских перевозок администрации Воронежа Андрей Смольянинов. Разговор начался именно с будущей схемы движения пассажирского транспорта города.

Развязки или пересадки?

– Сейчас разрабатываем техническое задание для проведения конкурса, – рассказал Андрей Смольянинов. – Оно будет включать четыре этапа, реализация каждого из них займет 1,5­2 месяца. На первом этапе потребуется сформировать методику подсчета пассажиропотока. Затем на основании полученного механизма провести исследование. Параллельно будет осуществляться анкетирование различных групп населения, в т.ч. инвалидов, по выявлению их потребностей. Полученные данные будут оцифрованы и обработаны. После проведения анализа распределения перево­зок определим основные эксплуатационные показатели будущей сети. К концу года работа должна быть закончена. Муниципальное задание выставят на торги в самое ближайшее время.

Кстати, уже к 1 июля текущего года мы будем иметь на руках несколько вариантов комплексной схемы организации дорожного движения – КСОДД, разработку которых сейчас завершает Московский институт автомобильного транспорта. Тот из вариантов, который мы примем к исполнению, несомненно, также будет учитываться при формировании маршрутов.

Что касается общей стратегии, то мне кажется, было бы разумно сократить как их число, так и протяженность. Не должно быть ситуации, когда автобус едет из конца в конец Воронежа и еще обязательно заходит в центр. Сегодня на наших основных магистралях проходит до 47 маршрутов.

Чтобы город не оказался в транспортном коллапсе, у нас есть два принципиальных выхода. Первый – строить многоуровневые развязки на проблемных перекрестках. Но это требует колоссальных капиталовложений и длительного времени. Пока ни того, ни другого у Воронежа нет. Остается второй путь – сформировать маршрутную сеть по принципам, которые действовали в советские годы. Тогда не было чрезмерно длинных маршрутов, и чтобы доехать из одного конца города в другой, всегда требовалось сделать пересадку.

– Думаете, воронежцы поддержат такую идею? Ведь людям придется платить за дорогу в два раза больше.

– Повторюсь, у нас сегодня нет другого выхода. И надо объяснять горожанам, что вместе с новыми маршрутами они получат существенное повышение качества обслуживания. Маршрутки перестанут по 1,5 часа стоять в пробках, и передвигаться по Воронежу станет комфортно. Это позволит «пересадить» на автобусы и троллейбусы часть тех, кто сегодня ездит на работу на личных машинах, что тоже разгрузит магистрали.

Система пересадок необходима в крупном мегаполисе. Скажем, в Москве человек сначала доезжает до метро, потом пересаживается на подземку, а выйдя из нее, садится еще раз на автобус или трамвай, чтобы добраться до работы. Благодаря тому, что маршруты состыковываются, а не пересекаются, транспорт движется даже в часы пик, несмотря на колоссальную плотность потока. В Воронеже уже 300 тыс. машин при улично­дорожной сети, построенной в 60­70­е годы, когда даже представить не могли, какое количество автомобилей будет в пользовании у населения. Нам уже давно необходимо учитывать опыт крупных мегаполисов при организации транспортных потоков.

Другое дело, что при таком варианте маршрутной сети потребуется оказать помощь социально незащищенным категориям населения. В каком виде – отдельная тема. Мы сейчас изучаем опыт Липецка, Красноярска, Омска. Там пошли по пути продажи электронных проездных билетов, на которые можно перечислять деньги в терминалах, как на сотовый телефон. А внутри автобуса специальное устройство просто считывает стоимость проезда с билета. Соответственно, льготные категории получают на свои счета дополнительные бюджетные средства, что компенсирует им увеличение числа поездок.

Пойдем ли мы подобным путем, сказать сложно. В том же Липецке 50% пассажирского транспорта – в муниципальной собственности. В Воронеже – 8%. Поэтому любые комплексные реформы у нас провести труднее.

Но не надо думать, что если 1 января 2013 года мы выпустим новую схему маршрутов, уже 2­го по ней поедут все автобусы. Мы понимаем: убирая из центра лишний транспорт, создаем неудобство для конкретного населения. Поэтому любые преобразования будут идти очень взвешенно. Ведь их цель – добиться повышения комфортности процесса перевозок, а не создавать дополнительные сложности горожанам.

Стимулировать обновление парка

– Часть маршрутов, так или иначе, будет убыточной для перевозчиков, но необходимой с точки зрения населения. Как планируете решать этот вопрос?

– Как и сейчас – за счет «пакета», когда к 2­3 коммерчески прибыльным маршрутам в нагрузку дается один, скажем так, социальный. Есть соответствующее указание главы Воронежа, и, думаю, будем работать по этому же принципу. Но возможны, конечно, варианты. Скажем, использовать разрывные графики движения или так составлять маршруты, что ни один из них не окажется убыточным.

– Когда разработают новую схему маршрутов и вы должны будете приступить к заключению договоров, у целого ряда перевозчиков еще сохранятся прежние соглашения с муниципалитетом по старым маршрутам. Как выйдете из ситуации?

– Будем решать вопрос с каждым индивидуально. Но мы уже думаем об этом. Скажем, сейчас город начнет проводить конкурсы на выполнение транспортной работы 24­х маршрутов. И по их результатам заключим договоры строго на год, чтобы потом не возникло дополнительных юридических коллизий.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть оптимальный срок аренды маршрутов?

– От одного года до пяти лет. Нам необходимо менять конкурсную документацию. Если перевозчик принимает на себя условия обновления подвижного состава, то ему должны быть преференции. Когда человек пришел работать на старых машинах – то с ним может быть заключен договор на год. Берет на себя обязательства по покупке новых автобусов, и если выполняет их – без всякого конкурса договор автоматически пролонгируется. А просто отдавать маршрут на пять лет неверно. За это время подвижной состав может прийти в катастрофическое состояние.

– Качество перевозок напрямую связано с техническим состоянием транспорта. Намерены ли вы жестко ограничить использование машин по году их выпуска? Или из­за недостатка средств у предпринимателей обновление парка пока откладывается?

– По этому поводу есть решение городской Думы, и его надо выполнять. Еще в 2009 году депутаты обязали перевозчиков обновлять подвижной состав. С сентября 2010­го запрещен выход на линию автобусов особо малого класса (типа «газель») старше 5 лет, с 1 января 2012­го – автобусов малого и среднего класса (ПАЗ) старше 7 лет. Автобусы большого класса старше 15 лет должны уйти с маршрутов начиная с сентября 2013-­го. Пока мы отложили вступление в силу решения по малым и средним автобусам до 1 мая, чтобы найти компромиссное решение с перевозчиками. Наше управление проверило каждый ПАЗ, срок которого свыше 7 лет. Да, есть приемлемые, которые еще могут работать. Но есть и просто отвратительные. Машины, находящиеся в нормальном состоянии, останутся на линии. Мы не можем парализовать работу транспорта в городе. Но каждое такое разрешение – будет фиксироваться.

Недавно Алексей Гордеев сказал, что городские автобусы по своему состоянию напоминают ему «послевоенный транспорт 1946 года, причем трофейный». Обновить состав, не стимулируя перевозчиков к этому, мы просто не можем. А ведь старые автобусы не только загрязняют воздух и портят эстетический вид – они опасны по своему техническому состоянию. Недавно к нам поступила жалоба: женщина встала на подножку транспортного средства, а та под ней проломилась. Пассажирка упала и сломала шейку бедра. Кто виноват? Наше управление обязано своевременно указать владельцу такого автобуса, что он уже не отвечает требованиям, которые предъявляются к перевозке людей, и запретить его выход на линию. Пусть возит на нем какие­то грузы...

Да, если с сентября 2013 года мы одновременно уберем с улиц все большие автобусы старше 15 лет, то их число сократится на 80-­85%. И мы просто не сумеем обеспечить необходимые объемы перевозок. Поэтому и здесь будем подходить индивидуально к каждой машине. Но те, у кого проржавел кузов, разболтались сиденья, неумеренно чадит двигатель – уйдут с линий.

Работать по КСОДД

– В конце прошлого года была предпринята попытка создания выделенной полосы для общественного транспорта на ул.Плехановской. Пока де­факто идея не работает. Планируете отказаться от нее или попытаетесь реанимировать?

– Специалисты Московского института автодорожной техники, которые с середины прошлого года разрабатывают нам комплексную схему организации дорожного движения, изначально поддержали это решение. Но ГИБДД рекомендовало выделить полосу пассажирского транспорта не на «куске» улицы, а на всем протяжении – от главного корпуса ВГУ до памятника Славы.

Однако на днях разработчики КСОДД провели компьютерное моделирование такой ситуации, и у них сложилось двоякое мнение. Без наличия двухуровневых развязок в шести проблемных точках Московского проспекта и Плехановской подобная полоса может только затормозить скорость потока. Поэтому на сегодня вопрос остается открытым.

Его решение будет зависеть от того, какую из КСОДД примет к практическому воплощению муниципалитет. Уже известно, что разработчики схемы предложат нам три основных варианта организации дорожного движения – наименее затратный, средний по уровню необходимого финансирования и самый идеальный, но максимально дорогой. Что город «возьмет на вооружение», станет ясно после консультаций с правительством области, федеральными структурами. Своими силами Воронеж не «потянет» строительство многочисленных развязок, виадуков и т.д. Такие объекты смогут появиться, если нам удастся войти с софинансированием в региональные и федеральные программы.

– Глава Воронежа неоднократно требовал навести порядок с пешеходными переходами. Что­то делается в этом направлении?

– Буквально сегодня на планерке Сергей Колиух поставил задачу – формировать заявку на вхождение в федеральную или областную программу по строительству надземного перехода на ост. «Димитрова» на Ленинском проспекте. Это позволит нам убрать скопление пешеходных переходов у рынка, которые существенно тормозят поток и являются местом повышенной опасности с точки зрения ДТП.

Думаю, в перспективе городу потребуется намного больше надземных переходов. Пока у нас строится один возле гостиницы «Спутник» и второй – в направлении Курской трассы. Но вот сейчас мы расширили часть Антонова­Овсеенко, машины поехали с хорошей скоростью, и сразу пошли жалобы населения: «поставьте светофор, невозможно перейти дорогу». Но если мы наставим светофоров, то скорость движения опять упадет. Поэтому надо комплексно решать вопрос. Разработчики КСОДД предлагают оборудовать 5­6 надземных переходов через Антонова­Овсеенко. Ведь там идет постоянное движение людей – к гаражам, к авторынку, к пос. Подгорное, а перейти дорогу там не просто. Но один надземный переход – это 60­80 млн. руб. При дефицитном бюджете Воронежа самим нам такие суммы не потянуть.

– Ваше управление закончило работу по инвентаризации знаков дорожного движения?

– Да, мы имеем в городе около 10 тыс. знаков. Каждому из них присвоен индивидуальный номер. Схема их размещения согласована с ГИБДД и утверждена главой города. Следующий этап – демонтаж тех знаков, которые либо своевременно не убрали, либо установили по прихоти отдельных граждан или организаций. Скажем, «остановка и стоянка запрещена. Кроме клиентов данного ресторана» – это абсурд, в ГОСТе подобные знаки не прописаны и должны быть ликвидированы. Даже треноги с номером, которые занимают заездные карманы, незаконны – в ПДД их не существует.

Нужен глаз да ГЛОНАСС

– Вечная беда Воронежа – культура вождения, в том числе тех, кто сидит за рулем пассажирского транспорта. Есть шансы навести порядок в этом вопросе?

– Да, такая проблема существует. Взаимоотношения нашего управления с транспортными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки в Воронеже, строятся на договорной основе. В этом договоре к перевозчику предъявляются требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995 №196­ФЗ). Контрольные и надзорные функции за исполнением данного закона возложены на органы ГИБДД, УГАДН. За нарушение данного закона ответственность несет перевозчик.

Все жалобы и предложения, поступающие от воронежцев, рассматриваем в управлении непосредственно с участием перевозчика (работодателя), а далее уже руководитель транспортного предприятия в соответствии с действующим законодательством принимает меры воздействия на водителей, которые нарушают правила дорожного движения.

– В каком состоянии находится работа по оснащению системами спутниковой навигации автобусов и маршруток? Кто отслеживает информацию о соблюдении частниками графика движения?

– Все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки в Воронеже, оснащены приборами системы ГЛОНАСС. В настоящее время продолжается работа по настройке блоков для совместной работы со стационарным оборудованием, установленным в Центральной диспетчерской службе. Всего ГЛОНАСС оснащено 1950 автобусов. Поскольку оборудование разное, потребуется еще некоторое количество времени для достижения полной «совместимости» этих устройств с ЦДС.

– Оправдывает ли себя троллейбус на наших улицах? Что ждет этот вид транспорта в будущем?

– На мой взгляд, троллейбус – это прежде всего экология. Конечно же, он имеет право «жить» и работать. При реализации целевой программы по развитию городского транспорта троллейбус ждут хорошие перспективы: это и открытие новых маршрутов, и уменьшение интервала движения, и выделение отдельной полосы движения на улично­дорожной сети города. Перечисленные мероприятия значительно повысят шансы на противостояние в конкурентной борьбе с автобусами.

К эвакуации готовы

– Насколько реалистичной идеей вы считаете строительство велодорожек в Воронеже? Не обернется ли это дополнительными сложностями на дорогах?

– Идея отличная, другое дело – как и где обустроить велотрассы. На проезжей части этого делать нельзя, потому что главное при подобных новшествах – безо­пасность дорожного движения. А если велосипедисты окажутся рядом с авто, мы получим резкий рост числа ДТП. Значит, мы обустроим дорожки в рамках пешеходной зоны. Наше управление уже наметило определенные маршруты – по набережной вдоль водохранилища, в районе парков «Танаис» и «Динамо».

– Насколько оправданным стал перенос остановки транспорта на ул.Плехановской к крае­ведческому музею? Планируете ли вы где-­то еще изменить место посадки и высадки пассажиров?

– Остановку на Плехановской мы вернули на прежнее место. На углу она действовала временно – до реконструкции подземного перехода. Недавно она была закончена. Сейчас завершается комплекс мероприятий по оборудованию остановочного комплекса – в частности, установка навеса для пассажиров и перенос информационного табло.

Для успешного функционирования улично-­дорожной сети предстоит перенести многие остановки. Какие конкретно и куда – будет прописано в рамках КСОДД. Но целый ряд проблемных точек мы видим уже и сами. Например, остановка на ул.Кирова у торгового центра «Солнечный рай». Достаточно повернуть на нее с ул.20­летия Октября 2­3 автобусам, как движение оказывается заблокировано. Чтобы решить проблему, необходимо на 150­200 метров перенести остановку.

Кстати, при обустройстве новых остановок мы планируем сделать на них заездные карманы для общественного транспорта. Это позволит существенно повысить скорость потока. Но возникнет другая проблема: как автобусам выезжать из этих карманов? По ПДД водители обязаны пропустить отъезжающий от остановки общественный транспорт. Но с уровнем нашей культуры ждать соблюдения этого правила можно очень долго. Не случайно сегодня, даже если где­то заездные карманы существуют, водители автобусов стараются в них не сворачивать: потом приходится тратить очень много времени, чтобы влиться в поток.

– На заседании Общественного совета при ГУ МВД вы заявили, что в ближайшее время эвакуаторы начнут вывозить неправильно припаркованные авто с центральных улиц. Каким будет порядок эвакуации? Планируется ли создавать парковки, чтобы люди могли оставлять машины в соответствии со всеми правилами и разрешениями?

– Мест для машин в центре Воронежа катастрофически не хватает. Ко всему этому, у крупных торговых комплексов возникли своего рода «точки притяжения», создающие дополнительную плотность потока. В рамках КСОДД муниципалитет получит рекомендации по размещению перехватывающих парковок и максимально эффективной организации парковочного пространства.

Что касается эвакуаторов, то на штрафстоянки будет отправляться весь транспорт, который нарушает правила парковки в городе. Порядок такой: сотрудник ГИБДД подходит к машине, оставленной в неположенном месте, вызывает эвакуатор. К моменту его приезда производит опломбирование транспортного средства в местах доступа. Затем составляет акт о техническом состоянии авто – с его помятостями, царапинами и так далее, чтобы не было неприятностей при его получении. И наконец, сообщает в территориальный орган внутренних дел об эвакуации авто. Ведь человек, когда увидит, что машины нет, начнет звонить в полицию и сообщать об угоне. А там его проинформируют, что авто отправлено на одну из двух городских штрафстоянок – либо на Серафимовича, 32, либо на Пирогова, 87.

Пока эвакуация и первые сутки стоянки осуществляются за счет муниципалитета. С 1 июля, согласно федеральному закону, все расходы будут возложены на автовладельца.

Как только сотрудникам ГИБДД потребуется эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль, наша служба готова круглосуточно выехать в любой день по указанному адресу. Пока мы таких вызовов не получали…