Газета,
которая объединяет

День радости

«Аквариум» отметил 4000-летие в Воронеже
Рубрика: от
Автор:

Есть явления, над которыми не властны время, политические ситуации, мода и конъюнктура. Более того – которые сами все названное и определяют. Речь о чем-то сверхъес­тественном? Безусловно…

Магия творчества Гребенщикова настолько очевидна, что об этом и говорить лишний раз нет смысла. Лучше – о том, каким Бориса Борисовича увидел Воронеж. Впервые за последние пять лет.

Назад в будущее

Четырехлетней давности воронежский концерт, явившийся презентацией нового на тот момент альбома «Лошадь белая», помимо божественной музыки заключил в память вальяжно передвигавшегося по сцене лысого БГ. Безгранично доброжелательного и одновременно совершенно недосягаемого. А вот минувший понедельник подарил «аквариумистам» всех сортов, мастей и возрастов совершенно другую картину.

Если описать ее очень условно, достаточно трех слов: Гребенщиков ловил кайф. И дарил его всем находящимся в зале.

«Сегодня необычный вечер, идите все сюда, к сцене ведут замечательные порожки, на которых можно сидеть. А можно танцевать. Или вообще делать все, что захочется», – на подобный пламенный призыв любимого музыканта откликнулась добрая половина ДК 50-летия Октября.

Здесь – самое время засвидетельствовать уважение охране Дворца культуры. Сколь резво ребята охлаждали пыл покушавшихся на пространство сцены, столь же терпимо реагировали на естественное желание нормальных людей порадоваться «вне формата кресел». К слову, по завершении концерта БГ лично поблагодарил сотрудников ЧОП «Карат». Дескать, пришлось им в этот вечер непросто, но свою работу они выполнили в высшей степени профессионально.

По степени «отрыва и оттяга» концерт напоминал рок-н-ролльные сейшены восьмидесятых. Но – на новом уровне осознания сути. А может даже, он был похож не на прошлое, а на будущее. Что совсем неудивительно, учитывая персоналии: БГ, да и другие музыканты всех составов «Аквариума» часто опережали время. И с успехом продолжают исследовательско-футуристическую деятельность.

Живее всех живых

Давнее желание БГ сделать «Аквариум» не элитарной, а народной группой, похоже, на сорок первом году существования коллектива начало сбываться. Во всяком случае, на моей памяти такая разношерстная публика на концерте – впервые. Здесь бы порассуждать над тем, что за социальные процессы на подобные вещи влияют, но хочется сказать: «Слава богу»! И на том успокоиться.

А на концерте успокоиться было непросто: эмоции переполняли. Вряд ли в зале остался хоть один равнодушный человек. Пляшущий, играющий на губной гармошке и транслирующий чистый позитив БГ – это в течение двух часов! Остальные музыканты (а на сцене, включая духовую секцию, было девять человек) «энергетически» дополняли. «Аквариум» был живее всех живых.

Масла в столь ласковый огонь подлила репертуарная политика. Неожиданно для многих сыграли кучу редких, но очень классных вещей. Охватив все периоды, практически все альбомы и нигде не «пережав». Разве что пробросили «пласт» композиций в духе «Русского альбома» и «Навигатора». Но это, конечно, умышленно: материал там – не очень-то праздничный.

Праздник предполагал и всякие неожиданности: исполнение незапланированных вещей (когда тысяча глоток мелодично выводит: «Что нам делать с пьяным матросом?» – это истинный «Аквариум»), меткие невозмутимые «спичи» между песнями. А еще – неотделимую от «Аквариума» мифологию.

Возможно, назначение любого мифа в том, чтобы в него рано или поздно поверили. Поверить в то, что «Аквариуму» исполняется в этом году 4000 лет (как уверяет БГ), или в то, что трех выступавших музыкантов «монахи афонского монастыря обнаружили обнаженными в лесу и славящими Господа игрой на духовых инструментах», не так уж трудно. Во всяком случае, у меня с уходящими вверх нотами традиционно последней песни «День радости» всякие возможные сомнения в правоте Бориса Борисовича улетучились.