Газета,
которая объединяет

Город испытывает синдром

В Воронеже стартовал региональный театральный фестиваль
Рубрика: Культура№ 54 (1481) от
Автор: Анна Жидких

С начала недели в помещении театра драмы (на Советской площади) идут спектакли в рамках фестиваля «Театральный синдром». Его не первый (и, по планам, не последний) год проводит на черноземной почве Фонд Михаила Прохорова, продолжающий культурную деятельность в регионах Центральной России.

Согласно такой политике, в конце мая – начале июня фестивальные спектакли поочередно увидят жители Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Рязанской областей. На нашей земле «Синдром» патронирует местная власть – правительство Воронежской области и департамент культуры.

Под знаком неизлечимой любви

На пресс-конференции, предвосхитившей воронежский показ, организаторы пояснили: «Театральный синдром» – масштабный проект, посредством которого Фонд, сконцентрировавший основную часть работы в Красноярском крае, разрабатывает индивидуальные стратегии для каждого из регионов, учитывая их экономическую и культурную специфику. Что же касается принимающей стороны – воронежской – она, что называется, всегда готова. Дело-то – перспективное.

– В том, что, начиная с 2010 года, у нас установились творческие и деловые отношения с Фондом Прохорова, немалая заслуга воронежского губернатора, который поддержал культурные инициативы Фонда, – подчеркнул руководитель департамента культуры Иван Образцов. – Судя по афише, в Воронеж приехали очень интересные спектакли; хотелось бы, чтобы их увидели как можно больше жителей области.

Исполнительный директор Фонда Оксана Дайнеко придала событию лирическую окраску: «Театральный синдром», сказала, проводится под знаком «неизлечимой любви к театру».

– Мы предлагаем зрителям центральной части России не только познакомиться с лучшими постановками российских и европейских театральных коллективов. Но и ставим перед собой более глобальную задачу: постараться «заразить» зрителей этим сильным чувством – нашей любовью к театру.

Не удержусь от экспресс-комментария: не знаю, как там в Тамбове и Рязани, а воронежского зрителя специально ничем таким заражать не нужно. В нашей провинции, и это объективная данность, которую трудно объяснить, театр любят не как-нибудь, а жертвенно – на зависть иным знаменитым актерам и режиссерам. Воронежская публика, судя по многолетним наблюдениям, – самая благодарная из всех благодарных. Такой вот синдром, если не диагноз (это по поводу «неизлечимой любви»).

Синтетический Гоголь

В попытках охватить широкие слои населения программа фестиваля объединила спектакли для разных аудиторий – для детей, подростков, взрослых. В фестивальной афише соседствуют современная интерпретация классики и экспериментальные проекты. Организаторы подобрали постановки, которые не только отражают главные тенденции современного европейского театра, но и подходят для семейного просмотра. Соглашаясь с тем, что одним из основных звеньев существования культурной индустрии является зритель, воспитанный на качественных образцах современного искусства, Фонд декларирует целью своей деятельности создание нового поколения «насмотренных» театралов. В этой связи остается посожалеть о том, что именно Воронеж возможности посмотреть детский спектакль лишился: «Конек-Горбунок» Красноярского драматического театра им. Пушкина «перенаправили» в Липецк, предложив желающим съездить туда. Посмотреть.

Так или иначе, четыре вечера подряд, включая сегодняшний, подмостки театра драмы обживали и обживать продолжат гости. Открывал фестиваль «Гоголь. Вечера. Часть I» – почти двухчасовая постановка студии SounDrama при участии Театрального центра им. Вс.Мейерхольда, компании TheatreSolutions по произведениям Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Режиссер-постановщик Владимир Панков сделал свое­образный синтез драматического и музыкального искусства, поставив спектакль в жанре «саундрама». Музыка, специально созданная для него, основана на классических и этнических музыкальных конструкциях. А также на оперных образцах и рок-составляющей. Вообще «Гоголь. Вечера» – целый цикл спектаклей. Действие там делится на времена года и представлено, соответственно, четырьмя «картинами», связанными общими ассоциациями, историями любви и человеческих взаимоотношений. Ассоциации и передаются с помощью музыкальных композиций – обрядовой (фольклорной) и классической музыки (Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский) – и других сценических, постановочных техник. Помимо оригинального гоголевского текста, переработанного в инсценировку Ириной Лычагиной, в спектакле звучит традиционный украинский фольклор.

В сумеречной зоне

Следующий фестивальный «пункт», пришедшийся на позавчерашний день – спектакль Канского драматического театра «Жители города К» режиссера Геннадия Тростянецкого. Жанр – из разряда очень востребованных сегодня, как бы мемуарный. Каждый артист излагает яркий, запоминающийся случай из собственной жизни, способный заинтересовать других. Актерские откровения «по совокупности» – пьеса и есть; незамысловатая технология ее создания называется вербатим. Это, короче, такой реальный опыт реальных людей, дословно расшифрованный драматургом и точно воспроизведенный на сцене. Первый акт «Жителей» – железнодорожный роман, второй – исповедь о первой любви; и кто же к таким рассказам останется равнодушным?..

Продолжился фестиваль спектаклем «Гардения» компании «Баллет С. Де Ла Бе (Бельгия), идущим на английском языке с субтитрами. И подчиняющимся пикантной оговорке: не рекомендуется к просмотру лицам, не достигшим 18 лет. Это откровенно провокационная постановка одного из самых авангардных режиссеров Европы, лауреата премии «Новая театральная реальность» Алана Плателя.

Для своих спектаклей мастер всегда выбирал неочевидных героев и ситуации, о которых скорее принято молчать. «Гардения» – не исключение; спектакль рассматривает закрытие кабаре трансвеститов как повод познакомиться с судьбами каждого из стареющих актеров. Это глубинное исследование жизней девяти неординарных человек, которые легко ориентируются в сумеречной зоне – между мужским и женским. Каждый – со своей собственной интригующей былью, иногда забавной, иногда ошеломляющей. Со своим багажом тоски и беспокойства. Своими перепевами прошлого и сомнениями в завтрашнем дне.

Думать подано!

Сегодняшний вечер отдан спектаклю Kulunka Teatro (Испания) «Андре и Дорин», аудитория которого – также «с ограничениями»: взрослые и подростки от 12 лет.

– Это достаточно камерный, очень проникновенный и трогательный спектакль, касающийся простых отношений между людьми, – предварила событие куратор фестиваля Екатерина Григорьева. – История довольно печальная, но интересная тем, что ребята, создавшие Kulunka Teatro – настоящие экспериментаторы. Они находятся в поиске нового сценического языка. Пытаются пробовать какие-то вещи, доступные всем абсолютно, независимо от национальности, культурного наследия, социального положения и т.д. «Андре и Дорин» – один из таких вариантов. Спектакль без слов. В нем использованы необычные маски; они даже способны сбить с толку – в том смысле, что спектакль может показаться кукольным. Но это не так.

Содержание – отчасти сентиментальное: из маленькой комнатки слышатся клацанье печатной машинки и ноты виолончели. Этим живут Андре и Дорин – пожилая бездетная пара, поддавшаяся апатии, вызванной рутиной повседневности. С юмором показаны «возрастные» метаморфозы: то, что некогда пробуждало страсть, со временем превратилось в повод для ссор.

Затяжную монотонность буден нарушает болезнь: Альц­геймер, пожиратель воспоминаний, истребляющий саму человеческую личность. Недуг оживляет отношения между Андре и Дорин, заставляя стариков проделать путешествие в прошлое. Вспомнить, кем они были – чтобы не забыть, кто есть кто сейчас…

Схемка, тянущая на эпилог: любой театральный фестиваль, с синдромом он или без, – всегда подвижка к мыслительному процессу. Так что думать подано, господа!