Газета,
которая объединяет

Пошел в отказ

Корреспондент «Берега» испробовал редкий способ возмещения по страховке
Рубрика: Социум№ 54 (1481) от
Автор: Александр Нечаев

23 февраля я попал в ДТП. Получилось банально. Остановился перед пешеходным переходом и получил в дверь от ВАЗ-2112, водитель которого не справился с управлением на гололеде.

Повреждений у меня было немного. На задней левой двери была вмятина в месте удара, а передняя левая в нескольких местах сильно поцарапана. Признаться, я даже не сфотографировал повреждения. Потому как когда машина грязная, повреждений не видно, а чистой она у меня бывает редко.

Я сначала подумывал, что, может быть, вообще не чинить, но потом около вмятины образовался скол краски, так что со страховкой я все-таки заморочился не зря. У виновника ущерба вообще никакого не было. Передний бампер у него и так уже был некрашеный, так что он даже краску не содрал.

И виновник ДТП, и я были застрахованы в одной очень известной страховой компании, поэтому выбора, куда идти, у меня не было. У автостраховщиков репутация в принципе скверная (мы об этом писали не раз), а у того, куда мне предстояло идти – вообще ниже плинтуса. Он хоть и лидер рынка, но почти всегда полную компенсацию приходится через суд получать, так что шел, готовясь к разбирательствам.

На первом этапе я делал, что говорили. В офисе страховщика меня сразу же отправили на осмотр в формально стороннюю организацию, но фактически – к штатным оценщикам. Случай у меня простой: ущерб небольшой, скрытых повреждений нет, так что особых заморочек не было. Оценщик постановил, что требуют ремонта и покраски две двери, и я согласился с такой трактовкой.

Потом выяснился один нюанс. Оценщик не только говорит, каким деталям нужен ремонт, но оценивает его сложность, указывая ее в нормочасах. Как я потом узнал, задняя дверь была оценена в 1,2 нормочаса, передняя – в 0,7. Вот эти цифры со мной не согласовывались, и тут на самом деле большой простор для занижения выплат…

Потом я пошел к менеджерам, которым оценщик лично отнес акт (и после этого они продолжают утверждать, что работают в разных конторах…). Менеджер мне предложила два варианта – денежную выплату и бесплатный ремонт. Вот тут я призадумался.

Бесплатный ремонт по ОСАГО страховые компании стали предлагать относительно недавно, поэтому вопрос до конца не изучен. С деньгами все понятно, страховая просто выплатит мало. Без законных оснований, без объяснения причин, просто часть суммы по своему усмотрению «зажмет». Через суд, конечно, деньги всегда можно получить, но у них расчет такой, что часть обратившихся не будет трепать себе нервы и терять время. Очевидных махинаций с ремонтом вроде нет, но если страховая его предлагает, значит, у нее есть варианты, как получить навар.

Я смог придумать только один способ. Как известно, страховые выплачивают компенсацию с учетом износа. Когда речь идет о ремонте, износ в процентах стоимости новой запчасти должен доплатить владелец. И если в документах завысить изначальную стоимость детали, то и доплата будет больше, чем нужно. Но в моем случае деталей под замену вообще не было и доплачивать мне было не нужно. Поэтому, подумав, остановился на ремонте.

Я бы, может, выбрал и деньги, но менеджер отказалась называть сумму ущерба. Ее, как выяснилось, вообще заранее не называют, узнаешь только тогда, когда уже получаешь.

Менеджер предложила на выбор три мастерские. Из них я слышал только про одну, причем отзывы были отрицательные, а из двух оставшихся выбрал ту, которая территориально была ближе к дому.

Получил направление и в тот же день (это было 15 марта) заехал в эту мастерскую. Там машину осмотрели и сфотографировали. Приемщик сказал, что для задней двери мне маловато нормочасов насчитали, но это их вопрос со страховой, мне на этот счет не стоит беспокоиться. Сказал также, что стоимость согласуют и поставят меня в очередь, а потом свяжутся, когда она подойдет.

Не связывались довольно долго. Я уже сам хотел было позвонить, но вечно некогда, так что все откладывал. Наконец, в конце апреля позвонили и сказали, что 2 мая могу приехать на ремонт. Машину мне делали 4 дня, вечером 5 мая я пришел ее забирать. На глаз никаких огрехов не заметил, так что подписал акт выполненных работ. Из него же узнал, что страховая за мою вмятину и 2 царапины выплатила автосервису 24 тыс. руб. Сколько было насчитано вначале и сколько было выбито потом – этого я не знаю. Но, сдается мне, если бы я брал деньгами, то получил бы куда меньше.

Каков вывод: ремонтироваться по страховке или нет? Думаю, в каждом конкретном случае «правильный» ответ может быть разным. У меня не было деталей под замену, а также я попал в неплохой сервис (специалисты потом дали хорошую оценку ремонту). Хотя всем советовать выбирать ремонт все-таки не буду, просто рассказал эту историю в качестве пищи для размышлений для тех, кому такой выбор предстоит.