Газета,
которая объединяет

Рельсовая «война»

Кто пытается взыскать миллиард рублей с города
Рубрика: Экономика№ 55 (1482) от
Автор: Александр Пылев

В минувший вторник состоялось очередное заседание Координационного совета при правительстве Воронежской области по разработке мер финансового оздоровления и предупреждения банкротства социально значимых предприятий. Среди прочих обсуждалась и ситуация, связанная с МУП ПО «Воронежгорэлектротранс». Не так давно ее конкурсный управляющий Андрей Воробьев подал в Арбитражный суд исковое заявление о взыскании убытков, «причиненных действиями городской администрации», на сумму 960 млн. руб.

Судебное заседание должно состояться в июне. Как сообщил руководитель управления по работе с муниципальными предприятиями и автономными учреждениями мэрии Никита Шипулин, в случае удовлетворения арбитражем заявленных требований это фактически парализует финансовую работу в городе. Изъятие из уже утвержденного бюджета областного центра почти миллиарда рублей крайне негативно отразится на финансировании здравоохранения, образования, культуры, других социально значимых направлений.

Взвешенный подход

В связи со сложившейся ситуацией имеется целый ряд вопросов, которые пока остаются без ответа. Во-первых, почему конкурсный управляющий не использовал для погашения задолженности то имущество, которым он располагает: прежде всего, находящиеся в собственности МУПа рельсы, демонтированные с улиц? Вопрос второй – в сумме предъявленного мэрии иска. Любой здравомыслящий человек понимает, что в последние годы «Воронежгорэлектротранс» был абсолютно убыточным предприятием. Остававшиеся на линии трамваи работали исключительно за счет дотаций бюджета. Ни о какой прибыли речь уже давно не шла. Поэтому говорить о некой «упущенной выгоде» МУПа просто абсурдно. Даже если бы рельсы не демонтировали и трамваи продолжали курсировать, парализуя автомобильное движение в областном центре, то предприятие с каждым годом только увеличивало бы объем своего долга перед налоговыми органами. И вопрос третий: если долги МУПа до сих пор не погашены, то куда направляет получаемые им средства конкурсный управляющий?

Кстати, основным кредитором «Воронежгорэлектротранса» является Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области. Руководитель УФНС Сергей Дуканов считает, что для скорейшего завершения процедуры банкротства городская власть должна решить два основных вопроса. Первый – разобраться с принадлежностью контактных сетей троллейбусных маршрутов. Второй – отделить металлолом от демонтированных трамвайных рельсов. И все-таки добиться использования части этого имущества для погашения сложившейся задолженности.

Другие члены Координационного совета также взвешенно подошли к сложившейся ситуации. По решению этого рабочего органа, областной прокуратуре и Главному управлению МВД России по Воронежской области рекомендовано «провести проверку деятельности конкурсного управляющего МУП ПО «Воронежгорэлектротранс» в части формирования конкурсной массы должника, а также по факту расходования денежных средств из конкурсной массы».

Нет человека – нет проблемы?

Что касается реакции мэрии на попытку отсудить из бюджета миллиард рублей, то в ее пресс-службе заявили: администрация города не нарушала интересы конкурсного управляющего МУП ПО «Воронежгорэлектротранс» и не лишала его имущества, составляющего конкурсную массу предприятия, реализация которой позволила бы удовлетворить требования кредиторов. «Заявленные конкурсным управляющим претензии незаконны и документально не подтверждены», – сообщили в пресс-службе.

Кроме того, там считают, что «истец своими действиями вводит в заблуждение Арбитражный суд Воронежской области и затягивает процедуру конкурсного производства: в качестве доказательств представляет отчеты об оценке рыночной стоимости трамвайных маршрутов, датированные августом 2009 года, которые не подписаны и не скреплены печатью. Более того, не доказано наличие права хозяйственного ведения предприятия на трамвайные пути, разворотные кольца и контактную сеть. Некоторые же участки путей, за демонтаж которых пытаются взыскать бюджетные средства, фактически отсутствуют с 2003 года, когда предприятие еще не находилось в состоянии банкротства. Это подтверждается судебными актами 2009-2010 годов. А отдельные участки конкурсный управляющий демонтировал сам».

Что ж, видимо, окончательную точку в этом споре придется ставить арбитражному суду. Однако в ходе заседания Координационного совета был сделан еще один принципиально важный шаг, который позволит решить ситуацию более оперативно и просто: Управлению ФНС России по Воронежской области, как основному кредитору «Воронежгорэлектротранса», рекомендовано инициировать процедуру замены саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Параллельно воронежской мэрии поручено предоставить в рабочий аппарат совета согласованный с УФМС пошаговый план завершения процедуры банкротства, а также проинформировать губернатора области о принимаемых мерах по сохранению муниципального имущества в ходе процедуры банкротства предприятия.