Газета,
которая объединяет

Витражные пироги,

или Искусство укрощения стекла
Рубрика: от
Автор:

Каждая девушка мечтает о двух вещах: хрустальной туфельке и принце. Но если принца придется терпеливо ждать (и не каждая-то дождется), то заполучить хрус­тальную туфельку – запросто! В этом мечтательницам готова помочь художник по стеклу Людмила Дедова.

Идея заняться художественной росписью по стеклу возникла у Людмилы через несколько лет после окончания художественного училища. Тогда, проработав какое-то время по специальности (промграфика), она поняла – это больше не для нее.

Несдобная выпечка

Решение о новом занятии пришло сразу: почему бы не открыть керамическую мастерскую? Подобралось подходящее место, была куплена первая печь. Но в таком формате мастерская существовала только год. Людмила случайно узнала про технологию фьюзинга – это разновидность витража – и поняла, что стекло «украло» ее сердце и свободное время.

– Я уже пять лет занимаюсь этим делом, – рассказывает художник. – Переключиться на фьюзинг с занятий керамикой было не очень накладно: оборудование используется схожее. Осваивать же новое увлечение пришлось самостоятельно: методом проб и ошибок.

Мастеров этого дела в нашем регионе немного. Есть художники-витражисты, которые «пекут» небольшие изделия. Основная их проблема кроется в том, что работать приходится на маленьких печах, что значительно ограничивает возможности.

Технология простая. Собирается этакий пирог из стекла, немного похожий на аппликацию. Потом его помещают в специальную печь, где при температуре около 800 градусов медленно «спекают» в монолитный витраж. Таким способом можно получить любой рисунок, который подскажет фантазия.

– В нашей мастерской в основном производятся авторские настенные часы, – рассказывает Людмила. – Это очень удобный формат. Но бывают и более масштабные и интересные заказы. Например, ниши с подсветкой или целая витражная стена.

Не в домашних условиях

Послушав мастера, начинаешь думать о том, что заниматься фьюзингом проще простого. Но в деле этом есть много нюансов, без учета которых ничего путного не выйдет.

И прежде всего надо понимать, что фьюзинг – удовольствие дорогое. Для того, чтобы начать заниматься этим видом творчества, придется приобрести стекло, печи, различные инструменты. При том, что Людмила занимается этим уже не первый год, она до сих пор продолжает докупать оборудование.

Поэтому, если нужен эксклюзивный витраж, то проще доверить его создание мастеру. Ведь важна прежде всего уникальность работы.

– Наши заказчики – в основном, состоявшиеся люди, вьющие свое гнездо, – объясняет витражных дел мастер. – Для каждой работы я рисую много эскизов, которые обязательно показываю им. Как правило, все согласовывается, но иногда приходится что-то перерисовывать и доделывать. Хотя на выходе каждого все равно ожидает сюрприз: даже самый проработанный эскиз никогда не воспроизведет красоту стекла.

Процесс – дело тонкое

Однако не всегда изделие получается с первого раза.

– Как-то готовила я серию работ для выставки, – вспоминает Людмила. – И одну из них мне пришлось переделывать трижды. Две первые версии рвало на части в печке из-за несвоевременного отключения электричества. На третий раз я просто боялась открыть печь! Слава богу, все получилось.

Перебои с электричеством – не самые большие сложности для тех, кто занимается фьюзингом. Куда больших нервов стоит поиск стекла необходимого качества.

– В мире всего несколько заводов, выпускающих стекло для фьюзинга, –говорит Людмила. – Я работаю с не очень дорогим: американским и китайским. Удалось сделать небольшой запас, чтобы всегда нужное сырье было под рукой. Есть более интересное и дорогое стекло, но гарантии, что оно будет у продавцов в нужном количестве, нет. Все сырье импортное, и с поставками бывают перебои.

Стекла обязательно должны быть с одинаковым коэффициентом теплового расширения. Иначе после спекания изделие разлетится вдребезги. Поэтому каждый мастер привязан к какому-либо производителю. Можно, конечно, работать с разными стеклами, но не в рамках одного изделия.

К сожалению, пока этот вид деятельности сложно назвать стабильным заработком. Но до сих пор есть ценители прекрасного, готовые платить большие деньги за часы или подсвечники, которые по праву можно назвать произведениями искусства. Значит, будущее у фьюзинга имеется.