Газета,
которая объединяет

«Сделаю для нашей Родины все»

К 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Сысоева
Рубрика: от

70 лет назад, 6 июля 1942 года, немецкие войска вошли в Воронеж. С этой даты отсчитываются долгие 212 дней фашистской оккупации города. Сегодня Воронеж – город воинской славы. Но память о войне – это не только стела, Вечный огонь и памятные знаки, это – прежде всего люди. Один из них – Михаил Сысоев. Михаил Андреевич воевал с 1941 по 1945 годы. Но хоть и родился он в Курской области, Воронеж ему – не чужой. Здесь ветеран провел последние годы жизни. 24 июня этому удивительному человеку, бесстрашному разведчику, Герою Советского Союза исполнилось бы 90 лет.

Родился Михаил Андреевич в селе Нижняя Грайворонка Курской области в бедной крестьянской семье. И из восьми детей был самым старшим. Он проявил себя еще в детстве. 12 января 1929 г., незадолго до рождения брата, Михаил побежал в соседнюю деревню за бабкой-повитухой, не страшась ни бурь, ни снега. Потерял по дороге валенок и босиком бежал несколько километров. Матери Пелагее было очень приятно слышать похвалу в адрес своего восьмилетнего мальчугана.

Жизнь пунктиром

Михаил закончил семь классов нижнеграйворонской средней школы, был членом ВЛКСМ. В 1937 году уехал из родного села и поступил в горно-промышленное училище Донецка. В 1940 – стал курсантом авиационного училища. В июне 1941 года авиаучилище эвакуировали в Сибирь, а Михаил ушел добровольцем на фронт. Поступил в школу оружия Черноморского флота в Севастополе. И с этого момента и до конца войны остался верен флоту.

Войну прошел от курсанта до старшего лейтенанта в составе морской пехоты. С декабря 1941 г. – помощник командира взвода 79 особой курсантской бригады морской пехоты. С июля 1942 г. – командир разведгруппы Керченского развед­отряда. С августа 1942 г. – помощник командира истребительно-диверсионного отряда 255-й отдельной бригады морской пехоты. Затем командир взвода разведки 322 батальона морской пехоты. С июня

1943 г. – командир отдельного взвода разведки 305 отдельного батальона морской пехоты. С апреля по июль 1944 г. – слушатель курсов усовершенствования офицерского состава Черноморского флота в г.Гагры, по окончании которых назначен 2-м помощником начальника штаба 305 отдельной бригады морской пехоты 83-й Новороссийско-Дунайской бригады морской пехоты. С июля 1945 г. по февраль 1946 г. – в резерве центральной группы войск. До октября 1946 г. – военный комендант порта г.Сулин.

В тылу врага

В разведку брали только тех, у кого крепкие нервы. Из-за свое­нравного характера за Михаилом Андреевичем закрепилось прозвище Дикий. Начальник управления флота, бывало, говорил: «Я могу поверить, что вы тысячу немцев убили. Но мне надо привести только одного, который мне все расскажет». Ходили разведчики группами по несколько человек, чтобы не плутали – им давался проводник. Шли в тыл врага на глубину до 60 км. В большинстве случаев из трех посылаемых групп возвращалась обратно только одна.

Михаил Андреевич дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. Первый раз за форсирование Днестровского лимана. Принимал участие в Эстергомском десанте. Президиум Верховного Совета СССР указом от 20.04.1945 г. присвоил Михаилу Сысоеву высокое звание – Герой Советского Союза.

Сысоев – морской пехотинец-черноморец. На фронте воевал в составе частей и соединений морской пехоты Черноморского флота. Три контузии, четыре тяжелых ранения. И жил он назло врагам, на радость близким. В семейном архиве, состоящем из военных писем и фотографий, я нашла письмо следующего содержания: «Я буду бить фашистских гадов и вернусь домой только с Победой и сделаю для нашей Родины все, и вы будете мною гордиться».

Вернулся с Победой

В 1946 году Михаил Андреевич со звездой Героя на груди прибыл на Родину. Односельчане гордились земляком-героем. Но и здесь ему не пришлось сидеть сложа руки. На следующий день после прибытия загорелась соседняя изба: не долго думая, Михаил Андреевич растолкал зевак и молниеносно бросился в дом, взобрался на крышу и стал голыми руками сбрасывать загоревшие бревна. Большой пожар был предотвращен. Благодарность хозяйки была велика. Сельчане говорили: «Если бы не Миша, то огонь бы перекинулся на соседний дом, и тогда несдобровать».

До конца дней Михаилу Андреевичу снились сражения с гитлеровцами. Почти не расставался он с тельняшкой и любил песни о море.

После войны герою были присущи скромность, отзывчивость, принципиальность. Но, мне кажется, главной чертой его характера было упрямство. Оно помогло ему выжить. О себе, своих подвигах он не любил рассказывать, но порой мне все-таки удавалось его разговорить. Тяжело ему было вспоминать прошлое, убитых товарищей, горечь поражений. Но только речь заходила о победе – радостью озарялось его лицо.

Герои – это, несомненно, гордость семьи, но в первую очередь – это гордость страны, достояние нации. И страна должна помнить своих героев, чтить память о них. И не только на митинге в День Победы, но и в будни.

ЛЮДМИЛА СЫСОЕВА