Газета,
которая объединяет

Семейная Вселенная

В музее им. И.Н. Крамского работает выставка Натальи и Александра Ходюк
Рубрика: от
Автор:

Пятая персональная выставка графики известных воронежских художников, супругов Натальи и Александра Ходюк – вот что такое «Вселенная гравюры». Название может показаться претенциозным разве что заочно. В действительности же оно абсолютно адекватно содержанию экспозиции, в которую вошли произведения, иллюстрирующие практически все варианты станковой печатной графики.

Зрителю предложена ретроспектива – работы, созданные за два последних десятилетия. Благодаря такому подходу нетрудно отследить этапы творческого пути каждого из художников: кто и как менялся со временем – всегда интересное наблюдение. Кроме, однако, творческого отчета выставка представляет собой средоточье технических приемов, используемых в графике – авторы преследовали цель показать их исчерпывающе полно.

Мужское и женское

Офорт (гравюра на меди), ксилография (гравюра на дереве), литография (гравюра на камне), линогравюра (гравюра на линолеуме)… Наиболее развернуто представлена техника офорта, демонстрирующая множество манер. Зритель, неравнодушный к эстампу, оценит авторские печатные формы. Другой отдаст должное уникальной графике, выполненной в карандаше, сангине, соусе и других техниках. Третий будет подолгу рассматривать скульптуры Натальи и отметит довольно дерзкое (потому как – неожиданное для этой конкретной выставки) «включение» в экспозицию акварелей Александра. Есть, короче, на что посмотреть: выставка объединила более семи десятков работ. Надо ли уточнять, что они разнятся не только по технике исполнения, но и тематике.

Семейная пара не впервые выставляется дуэтом. Специалисты не раз отмечали, что именно в непосредственном соседстве друг с другом работы Ходюков производят наиболее яркий эффект. Пожалуй, нынешний показ в Крамского это обстоятельство подчеркнул еще резче: «Вселенная гравюры», как ни одна выставка до нее, дала понять, насколько Александр и Наталья разные.

По личному наблюдению, эта «разность» нарастала (и – теперь уже сомневаться не приходится – нарастать продолжит) с годами. Чем дальше – тем больше. И вот – удивительный результат: Наталья выросла в мастера работ, которые не будет преувеличением назвать по-настоящему брутальными. А Александр усилил в своем творчестве сугубо лирическую его окраску. Хотя в теории развитие мужского и женского взгляда на вещи диктует ровно противоположный подход к делу.

Красивые чудовища

Творческая самостоятельность каждого из авторов тем почетней, что ближайшее окружение супругов способно – как впрямую, так и опосредованно – влиять на них. Наталья – дочь известного воронежского художника Александра Курзанова; понятно, что искушения походить на профессионала-родителя, особенно поначалу, в стартовый период становления, не быть у нее не могло. Наверное, в плане восприятия окружающего мира «отцы и дети» в этой семье как-то пересекаются – что, опять-таки, естественно. Но выражение мироощущения – у каждого свое, индивидуальное.

Вспоминаю комментарий к первой «супружеской» выставке живописца Александра Лаврова – он уже тогда обозначил этот момент как принципиальный. Отметил, что Ходюки не принадлежат к людям, эксплуатирующим какой-то один, определенный взгляд на вещи; вот, дошли до искомой вершины – и давай ее обустраивать, делать зрелищнее, эффектнее и т.п. Художники – в постоянном поиске вершин новых, как бы выспренно это ни звучало. И этот поиск – именно эксперимент. Натуральная «езда в незнаемое», если вспомнить Маяковского.

Стоит, однако, заметить, что экспериментаторство Ходюков не отменяет найденного ранее. Как была Наталья приверженцем больших жанровых работ, от которых всегда веяло монументализмом, основательностью, так и осталась она мастером веских, скажем так, изображений. Кроме вышеупомянутой скульптуры («Воин», «Бык»), это самым наглядным образом проявилось в цикле «Легенды Древнего Моря» с его мифическими рыбами, крабами – они, судя по габаритам, почти чудовища. Но – красивые очень.