Газета,
которая объединяет

Урывского вместо Урицкого?

О непростых судьбах некоторых автобусных маршрутов
Рубрика: Социум№ 89 (1517) от
Автор: Сергей Кисин

Исчезновение с городских магистралей маршруток №121 напрямую коснулось, пожалуй, жителей почти всех районов Воронежа. В надежде поправить ситуацию люди стали писать на интернет-форумы, интересоваться у представителей СМИ – по какой причине приходится терпеть неудобства, вызванные отменой маршрута?

Праздным такое любопытство не назовешь: траектория движения-то была абсолютно уникальной. Автобусы шли от Машмета по Ленинскому проспекту, далее через Чернавский мост к железнодорожному вокзалу. И потом – по Урицкого с выездом на Московский проспект, а оттуда, через «Молодежный», к студгородку ВПИ.

Из рук в руки

Маршрут некогда весьма успешный. И, как говорят перевозчики, прикатанный. О чем, в общем-то, несложно догадаться: пазики 121-го не один год связывали те точки на городской карте, добраться до которых теперь можно только с пересадками.

Предыстория такова. До 2009 года маршрут обслуживался ООО «Фирма «Элна» – сейчас эта компания полностью прекратила работу на рынке воронежских пассажирских перевозок. Потом 121-й перешел под начало ООО «Автокомп-1». Количество автобусов постепенно снизилось до двух единиц, что уже было крайне неудобно – в начале текущего года эта маршрутная линия практически опустела.

Короткая реинкарнация случилась в марте, когда вместо пазиков под номером 121 вдруг стали ездить несколько «Фордов» и «Пежо». Покатавшись от силы пару недель, исчезли и они. Но история на этом не закончилась.

На знакомых улицах внезапно появились автобусы – ПАЗы под номером 42. Путь следования: Машмет – железнодорожный вокзал №1. То есть все тот же многострадальный 121-й. Хотя и в сильно укороченной версии. Владельцем маршрута являлось ООО «Автокомп-1».

Нежизнеспособные метаморфозы

События развивались динамично: не прошло и двух месяцев, как 42-е «сбились с верного пути»: стали ходить по маршруту «Железнодорожный вокзал №1 – улица Урывского». Последняя находится в микрорайоне «Процессор»; транспортное обслуживание жителей этой территории довольно долгое время являлось больным вопросом. Стало быть, новая траектория движения – однозначно нужная. Но почему, спрашивается, именно 42-е, необходимые там, где их уже ждали пассажиры, «перепрофилировались»? Кстати, на новой версии маршрута были замечены как машины ООО «Автокомп-1», так и автобусы НПО «Надежда».

Новация, стало быть, не прижилась. И, наверное, не могла прижиться в предложенном варианте, который растерял всю уникальность маршрута. Обитателям Машмета и Ленинского проспекта стало не добраться напрямую до Урицкого. От памятника Славы оказалось фактически невозможно уехать на Ленинский проспект (вечно забитые «газельки» №366 в этом мало кому помогали и помогают). И у «Молодежного» почивший в бозе 121-й явно был не лишним – желающих попасть оттуда на левый берег, в частности, на тот же Машмет, хватает. Теперь такую возможность предоставляет только автобус №16в, который – не самый частый гость на городских улицах. А в дачный сезон «шестнадцатые» машины вообще катаются от Машмета до садов «Дружба» с табличками 59ас.

Было бы желание

«Берег» связался с владельцем 121-го маршрута, ООО «Автокомп-1». Перевозчик рассказал нам, что маршрут приостановлен временно – из-за отсутствия машин. Сейчас, мол, идет набор автобусов (из-за летнего сезона не так активно, как хотелось бы, но осенью планируется привлечь больше единиц автопарка). И, как только парк будет сформирован, линия «оживет». Ожидается, что на нее выйдут традиционные для этого направления ПАЗы.

Заявление, с одной стороны, обнадеживающее, с другой – неоднозначное. В силу особенностей работы перевозчика. Согласно открытым источникам, ООО «Автокомп-1» входит в группу компаний «Автолайн» и управляет маршрутами №№17, 51а, 51м, 59а, 68т, 74а, 77, 77в, 104. То есть на линиях работает много разных автобусов. Если было бы желание наладить работу 121-го – наверное, нашлись бы ресурсы уже сейчас. Да и предыдущий опыт – не в пользу ООО «Автокомп-1»: пару лет назад СМИ сообщали о том, что администрация города рассматривала вопрос о расторжении договорных отношений с компанией. В связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязанностей по обслуживанию маршрута №74а «ВГУ – завод «Процессор».

Много интересного происходит и на других участках пассажирских перевозок. Так, к запуску планируется маршрут 122а, автобусы которого поедут по линии «ВАСО – микрорайон Масловка, улица Горняков». Согласно документации, на маршруте должны работать машины малой и особо малой вместимости.

Выйдут ли они на городские улицы – увидим в ближайшее время. Всегда остается вероятность, что линия останется «виртуальной». Как то случилось с запущенным весной номером 11а («Никольское – Отрожка»), автобусы которого никто из знакомых «левобережников» в глаза не видел.