Газета,
которая объединяет

Искра ради пламени

В Доме актера появится театральный музей
Рубрика: Культура№ 90 (1518) от
Автор: Анна Жидких

С чувством глубокого удовлетворения узнала новость: обладателем гранта, ежегодно присуждаемого деятелям культуры и искусства правительством Воронежской области, в 2012-м стал творческий коллектив Воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ. 300 000 рублей – таков денежный эквивалент победы в конкурсе – пойдут на создание театрального музея, открытие которого планируют приурочить к 35-летию Дома актера.

О возникновении «музейного» замысла и способах его воплощения – сегодняшняя беседа с  руководителем проекта Натальей Поливаевой. Директор Дома актера, заместитель председателя Воронежского регионального отделения СТД РФ Наталья Николаевна помимо официальных  регалий имеет еще одну – и она, незапротоколированная, почетней иных звучных титулов будет...

Эксперименты и традиции

Наталья Поливаева известна воронежцам как гостеприимная, заботливая, компетентная в хозяйственных и творческих тонкостях, настоящая (так и хочется написать это определение с большой буквы) хозяйка (и это – тоже с большой) Дома актера. Который – благодаря, перво-наперво, директорским стараниям и доброй воле – давно перерос сугубо актерскую, театральную ипостась. Сегодняшний Дом – место разноформатных творческих встреч, художественных и фотовыставок, полемичных общений и контактов, ярких дискуссий и презентаций, имеющих непосредственное отношение к культуре в целом.

На домактерской площадке работают 11 тематических клубов. Ежегодно проходят более 300 мероприятий, которые можно посетить, не заплатив за интересный досуг ни копейки. В Доме актера в равной степени не боятся экспериментировать и чтят традицию: любое творчески состоятельное явление имеет все шансы быть поддержанным. Наконец, здесь плодотворно действует творческий центр «Антреприза», приглашающий к сотрудничеству актеров всех воронежских театров, позволяющий им не только удовлетворить профессиональные амбиции (что важно), но и поправить материальное положение (что важно никак не менее). По многолетним наблюдениям, «Антреприза» уважаема зрителем больше, чем иной стационарный театр. 

При всем том беспроблемным существование Дома актера не назовешь: с финансами – традиционная, увы, напряженка. Не так давно на встрече с губернатором председатель воронежского отделения Союза театральных деятелей, народная артистка РФ Татьяна Фролова объяснила ситуацию: Дом актера остро нуждается в ремонте и обновлении. И была услышана: Алексей Гордеев пообещал взять вопрос на контроль. То есть – рассмотреть возможность оказания поддержки очагу культуры, любимому несколькими поколениями жителей центра Черноземья. Понятно, что в этом контексте известие о присуждении гранта вселяет дополнительный оптимизм: даст Бог, с миру по нитке – и будет Дом оснащен  с учетом всех его возможностей, функций и надобностей. Не говоря уж о заслугах…

Первый опыт

– 28 апреля 2013 года нашему Дому исполняется 35 лет, – любезно отзывается на просьбу рассказать о предыстории получения гранта Наталья Николаевна. – А вообще 2013-й – год сплошных юбилеев. 75 лет отметит воронежское отделение Союза театральных деятелей. 15 лет будет «Антрепризе» – и плюс наше 35-летие; такие вот три даты. И мы, никогда прежде не обращавшиеся с заявками ни на какие гранты и премии, решили наконец это сделать. Первый опыт оказался удачным.

Как родилась идея создания музея?

– Почему она возникла? Потому, что в нашем театральном городе с его огромной, богатейшей историей театральной, особенно – драматического театра, нет ни одного театрального музея. Пропадают архивные материалы. По проверенным данным, в двух воронежских театрах архивы просто напросто выброшены. Пришел новый человек – и выкинул все не нужное. Так что пока все наши ценности находятся в одних руках – надо делать музей.

Руки эти, давайте уточним, – ваши?

– Я в Доме актера с момента открытия. Вернее, еще раньше, до открытия, пришла – в период строительства. И не я одна – практически весь штат наш работает с тех пор. Поэтому вся история – в наших руках; мы сами ее создавали… Я первая вошла в этот Дом – никого еще тут не было. И стен не было тоже. А все началось с того, что Федор Григорьевич Гурский, бывший ответственным секретарем отделения, однажды позвонил мне, работавшей тогда в библиотеке, и попросил: «Наташ, придите, помогите с библиотекой». И я ходила по стройке – балансировала по таким специально  проложенным дощечкам-дорожкам, смотрела, где делать абонемент, где читальный зал, где хранилище. Рисовала стеллажи и шкафы, которые стоят до сих пор…

Мертвый груз

Что конкретно есть в Доме актера для музея?

– Есть все – я, во всяком случае, на это надеюсь. Есть первая заявка-письмо за подписью председателя правления воронежского отделения СТД, замечательного актера Владимира Ивановича Шкурского – о том, что городу Воронежу необходимо иметь Дом актера. Есть ответ – решение секретариата СТД, который в ту пору возглавлял Михаил Иванович Царев, о выделении финансирования для строительства воронежского Дома. Есть документы о сносе двух жилых домов – если я не ошибаюсь, частных – с этого, определенного для строительства, места. Дали людям квартиры, а здесь началось возведение Дома. Архитектором был Владимир Абрамович Быховский. Позже он построил в Воронеже второе большое здание – Дворец детей и молодежи… Есть все документы по строительству – первые сметы, планы и т.д. Есть свидетельства того, как город помогал строительству. И все лежит мертвым грузом. И может быть потеряно – когда придут люди, которым это не надо. Не исключено, они не будут интересоваться подобными вещами.

Запросто!

– Дальше: собран большой печатный материал –  все публикации, начиная с первой, посвященной открытию Дома, во всех СМИ, которые когда-либо что-либо о нас писали.  Мы гарантированно не пропустили ни одной статьи – библиотека работает очень скрупулезно. Потом: остались свидетельства того золотого периода, когда актеры активно ездили с гастролями по стране. Здесь был и Минский театр русской драмы с Ростиславом Янковским, и московский театр им. Стани­славского, с которым мы очень подружились в пору, когда там работали Филозов, Васильев, Райхельгауз, Морозов. У нас они начинали репетировать «Взрослую дочь молодого человека», «Сирано де Бержерака» с Сергеем Шакуровым. Вообще во время гастролей актеры днем и ночью находились в Доме актера – интереснейшие встречи устраивались, посиделки, капустники замечательные… Столы накрывали прямо в холле – в кафе все не помещались; столько народу собиралось.

Двухкомнатный вариант

Фотографии той поры сохранились?

– Что-то есть, да. Но мы ведь тогда не думали, что работаем на время, на будущее.  Трудились взахлеб, а о том, чтобы как-то это увековечить, заботились никак не в первую очередь. Хотя сохранился великолепный альбом по гастролерам с их отзывами о времяпровождении в Воронеже. В этот альбом обязательно вклеивался репертуар, который привозили театры… Вообще фотоматериал у нас – обширнейший: снимки открытий-закрытий сезона, церемоний подведения итогов  театрального конкурса, спектаклей «Антрепризы», вечеров, капустников – это все есть. И записи тоже есть – вечеров памяти, которые  стали постоянными, заседаний клубов, прочих мероприятий.

Найдется ли в музее место мемориальным уголкам, посвященным людям, внесшим заметный вклад в развитие воронежского театрального искусства?

– Безусловно! Последние два года были ужасными в смысле потерь – в одной  драме вышибло ведущих актеров, художественного руководителя. У нас собраны материалы, посвященные Юрию Васильевичу Кочергову, Татьяне Сергеевне Краснопольской,  Анатолию Васильевичу Иванову. Анатолию Гафаровичу Абдулаеву, Сереже Каданцеву… Не говоря уж о Людмиле Александровне Кравцовой, которая  15 лет была председателем правления воронежского отделения СТД. И инициатива создания «Антрепризы» принадлежит ей. Сохранились костюмы из первого спектакля, «Послевкусия», где играли Людмила Александровна и Юрий Васильевич – их тоже выставим.

С чего, Наталья Николаевна, начнете обустройство музея?

– Первым делом, получив грант, позвонили директору музея им. Крамского Владимиру Добромирову, попросили проконсультировать насчет того, с чего лучше начать. Очень серьезна техническая сторона процесса – нужны инвентарные книги, учет, много чего еще. Теперь будем связываться с художниками – с тем, чтобы они продумали оформление.

Где расположится музей?

– Есть у нас две маленькие приятные комнатки внизу, в подвале. Там, где раньше был салон тату, а потом  вокальная студия актрисы театра оперы и балета Людмилы Солод. Для начала это замечательный вариант. Хотя если бы мы не жили так бедно, мягко говоря, было бы идеально иметь музей в помещении, где сейчас компьютерный центр. Надеюсь, когда-нибудь обратят наконец внимание на общественные организации – и музей получит помещение побольше. Собственно, идея его создания возникла еще и с прицелом на то, что из искры возгорится пламя. И через 10-20-30 лет  в городе появится полноценный, большой театральный музей, одним из филиалов которого будет Дом актера.