Газета,
которая объединяет

А на тех берегах…

В Воронеже обсудили туристические проблемы и перспективы области
Рубрика: Экономика№ 93 (1521) от
Автор: Сергей Кисин

Наш регион, увы, пока не является туристической Меккой. С такими брендами, как Владимир, Суздаль и Ярославль, столице Черноземья сегодня конкурировать не удается. А надо бы. Потенциально «хитовых» мест, привлекающих иноземцев, в области – хоть отбавляй.

Так или приблизительно так подумали активисты воронежского отделения союза предпринимателей «Опора», решившие совершить трехдневный автопробег по наиболее известным и привлекательным «точкам» Воронежского края. 37 человек на 5 автомобилях в течение трех дней посетили Костенки, Костомарово, Белогорье и другие знаменитые места и местечки.

Он же памятник!

Ездили активисты «по долинам и по взгорьям», разумеется, не просто так, а с целью изучения туристической привлекательности объектов. Обращали внимание на качество дорог, наличие автозаправок, кафе и недорогих гостиниц. По итогам такого необычного мониторинга состоялась пресс-конференция. Ее провели секретарь воронежского регионального политсовета «Единой России», заместитель председателя Воронежской областной Думы, председатель комитета областного парламента по предпринимательству и туризму Владимир Нетесов и председатель воронежского союза предпринимателей «Опора» Сергей Наумов.

– Внутренний туризм – одно из важных направлений развития экономики и социальной политики на территории области, – отметил Владимир Нетесов. – Это и создание новых рабочих мест, и наша историческая память, и культурное наследие, и развитие инвестиционной привлекательности региона. То есть совокупность факторов, которые позволят сделать регион процветающим, создать качественные условия жизни граждан, должным образом оформить места отдыха. Необходимо дать людям возможность пользоваться всеми возможными инструментами, помогающими личности развиваться.

Сейчас разрабатываются маршруты, привлекаются инвестиции. Создается информационный центр, призванный популяризовать местные туристические бренды. Определены три пилотных проекта: хутор Кувшин, Графская усадьба и Дивногорье. Предприниматели, способные вложиться в создание «цивилизации» на базе легендарных областных районов, правда, энтузиазма пока не проявляют. Видимо, не верят в то, что на уникальнейших исторических памятниках, которые, при правильном подходе к делу, могут быть интересны миллионам туристов, можно заработать больше, чем на банальной торговле. А между тем ниша – новый вид бизнеса – никем пока не занята. В отличие от того же ретейла, который все активнее подминается национальными и международными сетевыми компаниями. Плюс – меры господдержки: государство окажет помощь инвесторам, вложившим свыше 10 млн. руб. в создание инфраструктуры туристических «точек».

Сергей Наумов пояснил, что в основу воронежского «автопохода» был положен принцип кольца, который успешно применен в ряде других областей. Он прост: возвращаешься туда, откуда выехал, посмотрев по пути все достойное внимания. Туристы старались посетить не только самые красивые, но и самые древние места: ни для кого не секрет, что в Черноземье зафиксировано несколько исконных мест обитания человека.

Ужасы городка в прошлом

Радует, что динамика работы районных властей в «туристическом» направлении положительная. Сергей Дмитриевич вспоминал, как ездил в Острогожск пару лет назад: «Глазу не за что было зацепиться». А теперь обветшалые здания реставрируются, там и сям появляется своя изюминка – хочется, проезжая населенный пункт, остановиться и осмотреть местные достопримечательности.

Первая остановка экспедиции – Костомарово. Впрочем, впечатлений хватило еще и до прибытия туда. Машины, само собой, в составе автопробега были разные. В том числе – почтенного возраста «жигулята», с бамперами, привязанными к корпусу авто проволочкой. Естественно, у их водителей – куча мыслей на тему «а вдруг что-то с транспортом». И выяснилось, что на дорогах между сельскими райцентрами почти нет шиномонтажей и авторемонтов. Нет даже кафе и закусочных! Заправки – натуральный раритет этих широт. Сервис на грани фантастики…

На первом же «привале» группа столкнулась с тем, что ночевать негде. Туристов, конечно, ждали, но к тому, что гостей окажется несколько больше, чем планировалось изначально, оказались не готовы. В итоге часть путников отправилась спать на берег Дона. Согласитесь, «сюрприз» для тех, кто приедет в подобные условия из комфортных мегаполисов.

По той же причине не удалось переночевать и в Лисках. Путешественникам пришлось «переписывать» путевой лист и искать приюта в Павловске. И снова «спальных» мест – только на две трети участников. Остальные отбыли на все тот же берег Дона. Который и с голоду пропасть не дал: едва причалил корабль с туристами – местный рыбак вытащил метрового сома. Воронежцы тут же с удачливым рыболовом сторговались, и вся группа была накормлена первоклассной ухой. Это – к слову о рекреационных ресурсах: сделай приемлемую инфраструктуру – и в те места не зарастет рыболовецкая тропа.

Византийский опыт

Самые яркие впечатления экскурсантам подарило Белогорье. Меловые холмы «вот такой вышины», в 160-200 метров, и в них – небольшие пещерки. Силами местного предпринимателя в массиве сделаны ступеньки, поднимающие народ на стометровую высоту – от подножия почти к вершине. Без такой «лестницы в небо» попасть наверх было бы непросто: при «встрече» с водой мел становится как глина. Решив спуститься или взобраться в дождь, можно не собрать собственных костей. Кстати, мел, как ни странно, – одна из причин, по которым туристы не едут к этим замечательным местам: очень плохие подъезды. Автомобилисты рисковать не хотят.

А пещеры – почти как в Киево-Печерской лавре. Белогорье сразило гостей тем, что при проходе по их лабиринтам со свечками пламя задувало сквозняком. То есть при постройке этих сооружений была отлично продумана вентиляция. Использовали, выходит, предки богатейший опыт Византии и той же упомянутой лавры. Но пещерные ходы заметно отличаются от «киевских»: там приходится ловчиться, чтобы пролезть в «лаз», тогда как по пещере Белогорья, по заверениям очевидцев, могут одновременно пройти два человека, не уступая друг другу дорогу.

Проведя несколько встреч с представителями других регионов, заинтересованными в развитии турбизнеса, воронежцы выяснили, что в иных субъектах федерации так называемые «золотые кольца» активно разрабатываются. Их пример – нам наука. А с чего начать запуск такого проекта?

Сделать и рассказать

В Воронеже первым делом, считают участники автопробега, необходимо убедить предпринимателей заняться «крае­ведческим» бизнесом. Потом – решить вопрос с дорогами – некоторые не дают возможности быстро и безопасно перемещаться от места до места. К примеру, путь Павловск – Лиски протяженностью 80 километров отнял у путешественников 4 часа. Преодолевать пространство приходилось по обочине, потому что на основной дороге «вмертвую» стояли фуры. А еще необходимо правильно сориентировать бурный процесс появления гостиниц и отелей всех мастей в Воронеже. Сам по себе он неплох. Но финансовые запросы брендов не отвечают фактическому спросу. Нужен гостиничный эконом-класс, чтобы приезжие могли переночевать за 350-400 рублей, а не за полторы тысячи, как сейчас.

И, конечно, нужна всесторонняя информационная поддержка: печатные СМИ, Интернет, билборды, буклеты. Надо доходчиво объяснить людям, что в Воронеже и области действительно есть, на что посмотреть. А заодно и местных жителей просветить: невероятно, но факт – знаменитые на всю Россию места коренным воронежцам зачастую известны лишь в теории. Внутриобластной туристический поток вряд ли кто-то прицельно изучал (по причине практически полного его отсутствия). Не говоря уж о внешнем. А вот, к примеру, по Владимиру есть конкретные цифры, которые озвучили на пресс-конференции: при населении чуть больше миллиона жителей Владимирскую область за год посещает миллион туристов…