Газета,
которая объединяет

История продолжается!

В минувшую пятницу власти Чехии после серии смертей от поддельного алкоголя ввели запрет на продажу спиртных напитков крепостью более 20 градусов. Он касается магазинов, торговых сетей, баров, кафе, ресторанов и других заведений общественного питания, даже гостиниц и торговли через Интернет. Жесткая и беспрецедентная реакция на гибель от «палева» 21 человека. Для сравнения: в России от потребления алкогольных суррогатов каждый год умирают около 23 тысяч  жителей.

То, что у нас с суррогатами предпочитают просто не связываться – факт. Процветает целое ремесло по выпуску «паленки», ее гонят параллельно обычной продукции в цехах вполне легальных производителей, ее фасуют и продают прямо на дому в каждом микрорайоне любого города. По большому счету, никого это не волнует. Где-­то полгода назад я писал в одной из колонок о конкретном адресе в Воронеже, где суррогатную водку в квартире продает женщина, воспитывающая двух несовершеннолетних детей. Мальчик и девочка круглые сутки дышат парами спирта и являются свидетелями непрекращающегося потока пьяных покупателей. Думаете, кого­-то это заинтересовало? Участкового полиции? Уполномоченного по правам ребенка? Налоговую инспекцию? Ни одно ведомство!

На словах государство провозгласило «крестовый поход» к здоровому образу жизни. Оно готово запрещать мультфильмы из-­за курящего в них героя, любимого детьми. Блокировать любые виды рекламы спиртного, включая Интернет. Экономически уничтожать мелкий бизнес, накладывая все большие ограничения на легальную торговлю не только водкой, но и пивом, и вином, и сигаретами. После того как в июле федеральный закон обязал продавцов прекратить реализацию пива с 23 часов и до 8 утра, главный санитарный врач страны провозгласил, что это «подарит нашему обществу много трезвых вечерних часов». Когда государственные мужи мыслят подобными категориями, мне не вспоминается ничего другого, кроме классического – «страшно далеки они от народа».

Знаете, к чему ведет ограничение по времени продаж спиртного? Вовсе не к трезвым часам. А к тому, что, даже не собираясь выпивать много, люди, решившие отдохнуть, набирают пиво или водку «про запас»: вдруг не хватит? Но когда стаканы наполнены, трудно прекратить пить, если в углу томится настоящая батарея. Второй вариант развития событий – если все­-таки не хватило – это та же «паленка». Ларьки и магазины законопослушно отказывают покупателям. В «пьяных квартирах» и домах их ждут круглосуточно.

Мы надеемся оградить этими мерами молодежь? Покажите мне того парня, которого на скользкий путь подтолкнули бутылка пива или пачка сигарет на витрине ларька! Алкоголизация подрастающего поколения, рост курильщиков в этой среде – результат сложной системы межличностных отношений и сформировавшихся ценностных ориентиров, плюс – влияние семей, где они воспитываются. Чем более запретным плодом становится табак и спиртное, тем выше статус подростка, получившего к ним доступ. А значит, ограничительные меры дополнительно мотивируют молодежь к самоутверждению через курение и употребление алкоголя.

Да, нужна специальная пропаганда, направленная на повышение ценности здорового образа жизни среди школьников. Но ее должны продумывать и просчитывать настоящие, современные психологи, а не чиновники от педагогики. Потому что иначе – дети просто не слышат старшее поколение. На днях живущая в нашем дворе девочка рассказала мне, что у нее в школе ввели «Основы советской этики», на которых рассказывают про «какой­то Магадан и Эверест». Задавая ей вопросы, я попытался понять: что это за бред? Представьте же себе силу педагогического слова, если, как оказалось, речь шла об «Основах светской этики», Магадан – был Бесланом, а Эверест запечатлелся в сознании ребенка просто потому, что страшная трагедия разыгралась на Кавказе. Разве можно ждать, что при подобном уровне донесения информации до детей мы сумеем получить хотя бы какой­-то эффект?

Сегодня наш народ потчуют красивыми законами-­картинками, в которые удобно «заворачивать» лозунги и демагогию о борьбе за здоровый образ жизни. Ситуация в Чехии в очередной раз высветила то, насколько формальны и непродуманны подобные меры, предпринимаемые в России. У нас государство раз за разом бьет по чему угодно, только не по пьянству. Например, с момента вступления в июле ограничений по продаже пива крепче 5 градусов в нестационарных торговых точках, обороты этих малых предприятий в Воронеже уже упали на 15-­17%. С 1 января, когда под закон попадет весь пенный напиток, можно ждать разорения и банкротств сотен ларьков и киосков. Но вы думаете, что при этом россияне стали пить меньше? Пива – да. Его продажи упали на 6,6%. Зато потребление водки, имеющей крепость в 5-­10 раз более высокую, возросло на 8%! И это данные без учета миллионов декалитров суррогата.