Газета,
которая объединяет

Намотать на УС

Вскоре автомобили могут сильно подорожать
Рубрика: от
Автор:

В августе Россия вступила в ВТО, вследствие чего ввозные пошлины на автомобили оказались немного снижены, а с сентября в стране начал взиматься утилизационный сбор (УС), цель которого, и это не секрет, компенсировать снижение пошлин и защитить отечественных производителей автотехники.

В лабиринте между двумя этими событиями и мечутся автоэксперты, пытаясь предположить, что случится с ценами в ближайшее время. Там снизят, там увеличат – каков будет итог? Этот вопрос наверняка волнует тех, кто задумал покупать новое авто. Делать это сейчас или лучше повременить?

Факты и мнения

Разберемся с пошлинами. С 23 августа на новые легковые автомобили они снизились с 30% до 25%. В течение следующих шести лет планка должна упасть до 15%. Таможенный сбор на подержанные легковые автомобили до семи лет снизился с 35% до тех же 25%, а в 2018 году составит 20%. Массовое снижение пошлин на различные виды автомобилей ожидается в 2019 году: некоторые ставки снизятся до 10%. Но это дела далекие, пока о них никто не думает.

Теперь о сборе. По проекту Минпромторга, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 руб. за легковой автомобиль и 150 000 руб. за коммерческий или грузовой автомобиль. Эта ставка будет умножаться на коэффициент, размер которого зависит от возраста и объема двигателя автомобиля. Получается, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит от 17 200 руб. (если двигатель объемом менее литра) до 110 000 руб. (моторы объемом более 3,5 литра). За автомобиль старше трех лет придется заплатить от 165 200 руб. до 700 200 руб. Но это все юридическим лицам, физические же, которые ввозят автомобиль только для личного пользования, должны платить 2000 руб. за новую машину и 3000 руб. за подержанную.

Там проценты, тут рубли. Как конвертировать это в конкретную стоимость машин? Эксперты расходятся во мнении. Большая часть считает, что цены останутся на прежнем уровне, снижение пошлин и сбор уравновесят друг друга. Меньшая часть полагает, что цены подрастут, уж больно серьезные «ценники» заявлены в ставках УС. Находятся и такие эксперты, которые считают, что машины могут подешеветь. Не все, но некоторые, те, что с АвтоВАЗом напрямую не конкурируют.

Однако многие признают, что рынок легких коммерческих автомобилей должен просесть. В страну может хлынуть масса дешевых грузовичков и фургонов. «Газели» придется туго.

А что говорят по поводу сбора автопроизводители? Они взяли паузу на обдумывание ситуации. В большинстве компаний вообще отказываются от комментариев. Отметим, что волноваться есть повод только у тех производителей, которые ввозят авто. АвтоВАЗ, «Соллерс», который выпускает УАЗы, а также заводы промсборки имеют возможность уйти от уплаты сбора, гарантировав потом утилизацию за свой счет.

Впрочем, движение цен уже началось. Пару дней назад о решении увеличить рекомендованные розничные цены объявило российское подразделение японского автопроизводителя Toyota. Увеличение составит в среднем 0,5-1,7%. В пресс-релизе компании прямо объяснили этот шаг введением утилизационного сбора. Последует ли кто-нибудь за Toyota?..

Нюансы

Как и в любых законах, снижение пошлин и введение утилизационного сбора может содержать ряд нюансов, о которых пока водительское сообщество не задумывается, но которые могут «выплыть» наружу.

Во-первых, ставка сбора для частных лиц. Многие обратили внимание, что она чисто символическая, в то время как с юридических лиц будет взиматься по полной программе. Так у частных лиц возникает соблазн наладить поставку автомобилей с целью перепродажи. Есть, правда, вариант, что правительство введет определенное ограничение. «Частник» сможет ввести в страну один автомобиль, скажем, раз в пять лет.

Во-вторых, подтверждением того, что утилизационный сбор оплачен, будет являться специальный штамп на бланке ПТС. Наличие такого штампа даст право собственнику автомобиля в дальнейшем утилизировать его бесплатно в официальных центрах, имеющих на это лицензию. Вот только вся соль в том, что таких центров пока нет. В будущем предполагается их строительство, но где, сколько и как они вообще будут работать – пока темный лес. Этот факт еще раз подтверждает, что сбор введен не столько для утилизации, сколько для защиты отечественных производителей.

В-третьих, бизнес контор, которые ввозят в страну и продают подержанные автомобили, может накрыться. Утилизационный сбор сильнее всего бьет именно по ним. Если к пошлинам все привыкли и нашли сегменты, автомобили в которых можно успешно ввести и продать, то сбор переворачивает картину с ног на голову. К тому же такие конторы – сплошь юридические лица, а значит, ставки для них будут высокими.

В-четвертых, ситуацию «подогревает» еще и неопределенность стран-участниц Таможенного союза – Белоруссии и Казахстана. Напомним, что в июле 2011 года ставки на ввоз легковых автомобилей на территорию этих стран увеличили в 5-10 раз и сравняли их с российскими. Теперь, по логике вещей, пошлины в этих странах должны тоже пойти вниз. Вот только утилизационный сбор там вводить пока никто не планирует. Так что вполне возможен вариант, что в Белоруссии и Казахстане машины опять (как и до 2011 года) будут дешевле и поток подержанных авто опять хлынет оттуда. Хотя у правительства России есть в руке козырь. Утилизационный сбор можно распространить и на партнеров по Таможенному союзу. Это позволит прикрыть бизнес по массовой продаже авто из Белоруссии и Казахстана, но даст возможность частному пользователю купить машину для себя чуть дешевле.

Выводы

Как вступление в ВТО и введение утилизационного сбора отразятся на ценах на автомобили, достоверно не может сказать никто. Вопрос, покупать сейчас или подождать, остается выбором автовладельца, ему и принимать решение. В то же время отметим, что авторынок России рос в последнее время бешеными темпами, что позволяло производителям закладывать в стоимость машин весьма высокую маржу. Выскажем осторожное предположение, что за счет нее и будут отрегулированы цены. Если после растаможки и уплаты сбора импортер останется в выигрыше, он вряд ли снизит цены (если машину этой марки покупали хорошо и раньше, зачем делать ее дешевле?), но если себестоимость прохождения таможни чуть возрастет, возможны варианты. Или импортеры пожертвуют частью прибыли, чтобы сохранить спрос, или действительно поднимут цены.

Кстати

Облава для нетрезвых

Сотрудники воронежской ГИБДД провели масштабную акцию по выявлению пьяных водителей. В итоге в течение одного только дня было зафиксировано 50 случаев управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Такая статистика красноречиво свидетельствует, что проблема пьянства за рулем за прошедшее время не стала менее острой. Вопрос о том, чтобы ужесточить наказание за езду в пьяном виде, поднимался неоднократно. Последний раз он прозвучал на минувшей неделе – в Госдуму был внесен законопроект, существенно ужесточающий ответственность за управление машиной в нетрезвом виде. Депутаты предложили сажать в тюрьму на срок до 15 лет пьяных водителей, по вине которых в аварии погибли люди.

Однако у проблемы есть другая сторона. В России по-прежнему нет закона о минимально допустимой концентрации алкоголя в крови. Закон о «0,3 промилле» давно отменен, а без него пьяными могут быть признаны люди, у которых проблемы со здоровьем или которые принимают лекарства. Да и банальную погрешность измерительных приборов никто не отменял…

Между тем, в Казани предложили еще одну любопытную законодательную норму. Если водитель пойман пьяным за рулем не в первый раз, то у него могут конфисковывать автомобиль. Это поможет оградиться от тех случаев, когда лишенные прав водители все равно ездят на авто. Терять им нечего (прав все равно лишили), поэтому они не стесняются садиться за руль нетрезвыми. Конфискация автомобиля хоть как-то поможет решить эту проблему. Если закон будет принят в Казани, то подобную поправку внесут на рассмотрение Госдумы.