Газета,
которая объединяет

Страховой случай

Каким станет техосмотр автомобилей

Эпопея с реформированием процедуры техосмотра, похоже, завершена. Правительство, депутаты Госдумы и ГИБДД совместно подготовили поправки в законопроект «Об обязательном техническом осмотре транспорт­ных средств». Поправки еще не утвердили, но уже очевидно, что техосмотр станет дороже и перейдет под контроль страховых компаний.

Пойдет ли это на пользу автовладельцам – сказать сейчас никто не берется.

Реформа техосмотра подкралась достаточно неожиданно. С одной стороны, получение талонов ТО было одной из самых коррупционных процедур в стране, с другой – система настолько устаканилась, что полностью устраивала всех ее участников. Многие водители ни разу самостоятельно техосмотр не проходили и никогда на этот факт не жаловались.

Как было

«Покупать» талон ТО подталкивала сама организация этой процедуры. Неудобное время работы, длительность процесса, очереди, заведомо «непроходные» авто – все это приводило к тому, что на техосмотр нужно было затратить весь день. И хорошо если удавалось пройти с первого раза, если нет – вычеркивай из жизни еще один день на повторный осмотр. Кроме того, до последнего времени на техосмотре требовали медицинскую справку, на получение которой тоже нужно потратить как минимум день. Итого, заветный квиток обходился водителю в 2-3 дня.

Вместо этого можно было обратиться к «специальным» людям, которые без проблем организовывали талон. Продажи были настолько налажены, что их рекламировали в интернете, а многие из «продавцов» организовывали сервис с доставкой талонов на дом. И все это – за весьма скромную сумму в 1500 руб. (а у некоторых и меньше). Простой прагматический расчет показывал, что финансовые потери от 2-3 пропущенных рабочих дней будут гораздо выше, плюс нервы и волнения. Правда, те, кто хотел пройти ТО сам, сделать это всегда могли. Если машина действительно исправна, то получение талона не вызывало никаких проблем. Но в целом техосмотр все больше и больше превращался в фикцию.

Первая попытка изменить ситуацию была предпринята осенью прошлого года, когда для прохождения ТО отменили медицинскую справку. Но ажиотажа на пунктах ТО это не вызвало: водители привыкли талоны покупать и небольшое упрощение легальной процедуры число ее адептов не увеличило.

Другая попытка оказалась вроде бы успешнее. Пункты прохождения ТО оснастили камерами видеонаблюдения и талоны стали выдаваться только тем автомобилям, которые проехали под камерой. «Бизнес» по продаже талонов рухнул. Ведь дистанционно пройти техосмотр стало невозможно, все равно требовалось приезжать на пункт осмотра. А тут срабатывал психологический момент: раз уж водитель приехал, то и проходить техосмотр отправлялся сам – зачем переплачивать. Все бы хорошо, но массовый наплыв «желающих» почти полностью парализовал работу ПИКов (пунктов инструментального контроля). Очереди стали просто невыносимыми, а мастера, привыкшие к неспешной работе, просто не успевали всех осмотреть. В Воронеже обошлось без народных волнений, а вот в Москве даже состоялось несколько импровизированных митингов, на которых водители выступили за возможность… свободно покупать талон ТО.

После этого о сложившейся с техосмотром ситуации весьма жестко высказался Дмитрий Медведев и фактически дал отмашку полномасштабной реформе.

Как будет

Главная новация законопроекта – переход техосмотра от ГИБДД под контроль Российского союза автостраховщиков. Теперь именно эта организация будет аккредитовать технические центры на проведение процедуры инструментального осмотра. Талон ТО упраздняется, а отметка о техсостоянии автомобиля будет ставиться в полисе ОСАГО. То есть заключить договор обязательного автострахования можно будет только после прохождения ТО. ГИБДД во всей этой системе отводится непонятная роль ведения базы данных техосмотра.

Такой вариант родился пос­ле длительных общественных споров на тему: что нам делать с техосмотром. Назывались различные версии, вплоть до полной отмены этой процедуры. На такой шаг законодатели не пошли, и небезосновательно. Техосмотр нужен не столько самому водителю, сколько окружающим. Все-таки дураков, которые ездят с неисправными тормозами и рулевым управлением, крайне мало, а вот «тюнингаторов», которые устанавливают на свои авто слепящий встречных водителей ксенон, или тонируют все стекла, включая лобовое, или ездят на машинах с «прямотоком», которые ревут как реактивный самолет, очень много. И техосмотр, фактически, единственная возможность на них как-то воздействовать, поэтому полностью отменять эту процедуру было бы крайне неосмотрительно.

Из всех вариантов передача техосмотра страховщикам, наверно, меньшее из зол. Страховые компании единственные, кто хоть как-то заинтересован в исправных автомобилях, ведь им, в случае чего, платить компенсацию. Такая заинтересованность позволяет надеяться на то, что процедура будет проходить честно, без обильных коррупционных схем. Не случайно в некоторых европейских странах именно страховые компании «заведуют» техосмотром.

Правда, и такой вариант содержит немало проблем. Во-первых, страховые компании, по крайней мере сегодня, никак не связаны с предоставлением автотехнических услуг. У них нет ни опыта, ни материальной базы, ни специалистов. Предполагается, что они будут заключать договоры с техцентрами и автосервисами, но заработает ли эта система на практике – вопрос.

Во-вторых, стоимость техосмотра должна существенно повыситься. И страховые компании, и авторизированные автосервисы ориентируются прежде всего на прибыль. Они согласятся участвовать во всей этой системе только в том случае, если будут за свою работу получать приличную компенсацию. Новую стоимость осмотра должна подсчитать Федеральная служба по тарифам, а за регионами останется возможность снижать базовую ставку. Уже сейчас говорят о сумме в 3 тыс. руб. Вполне возможно, что столько будет стоить техосмотр уже в 2012 году.

В-третьих, страховщики изрядно скомпрометировали себя в глазах водителей своей основной деятельностью. Нет, наверно, ни одной страховой компании, к которой не было бы многочисленных претензий и судебных исков за занижение или невыплату компенсаций по ОСАГО. Теперь аналогичные проблемы могут начаться и с техосмотром.

Единственная поблажка в законопроекте предусмотрена для новых авто. Им первые три года, пока на автомобиль действует гарантия, «внеплановый» ТО можно не проходить вообще. В возрасте от 3 до 7 лет – процедура предполагается раз в два года, старше 7 – ежегодно. Для такси и маршруток частота проведения ТО останется прежней – 2 раза в год.

Пока этот законопроект в Госдуме прошел рассмотрение только в первом чтении, но то, что он будет принят, сомнений почти не вызывает.

Как сейчас

В качестве временной меры с 4 июня продлено действие талонов ТО, выданных до 2011 года включительно. Теперь большинство водителей может еще год ездить со старым талоном и не посещать пункты ТО. Для последних тоже предусмотрен переходный период, причем более длительный. Два года старые центры инструментального осмотра будут работать параллельно с новыми, прошедшими аккредитацию. После чего право проводить инструментальный осмотр останется только у аккредитованных.

Чтобы узнать, как сейчас в Воронеже обстоят дела на станциях прохождения техосмотра, корреспонденты «Берега» в обычный рабочий день посетили одну из них. Мастера в неофициальной беседе подтвердили, что наплыв машин с введением годовой амнистии стал чуть меньше, но очереди все равно приличные. Мы приехали ближе к обеду, когда осмотр был в самом разгаре, но на площадке перед боксами еще стояло несколько десятков автомобилей. В основном это таксисты, для которых правило проходить осмотр два раза в год не отменили, и авто­владельцы, купившие машины недавно. Дело в том, что амнистия разрешает не продлевать старый талон ТО, но ездить без него вообще – нельзя. Если при покупке машины был получен новый номер, то авто­владельцу все равно положено проходить техосмотр.

Сама процедура изменений не претерпела, прежними остались официальные расценки и госпошлина. Как раньше, без особых проблем можно получить талон ТО и «за денежку». Только теперь уже нет специальных людей, нужно договариваться с мастерами на месте. За «дополнительную» плату в бокс позовут без очереди, прогонят машину перед камерами и выдадут талончик без осмотра.

Единой стоимости «платного» прохождения ТО нет. Работники ПИКов к вопросу подходят индивидуально. Если на машине нет видимых несоответствий техническому регламенту, с водителя берут около 600 руб. (цены на разных ПИКах могут отличаться), если неправильная тонировка или ксенон – еще 600. И так за каждый «наворот». За те несколько часов, что мы провели на пункте осмотра, удалось встретить «тюнингатора», который за «левый» талон отдал 2500 руб.